Перспективы религии.
Мы рассмотрели историю и современное состояние религии, как социального института и церкви, как социальной организации. Теперь есть смысл задуматься над будущим религии. Являясь атрибутом социума, испытывая воздействие самых разнообразных объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, религия не может не изменяться вместе с ним. Каковы направления, тенденции этих изменений?
Большинство современных социологов на первое место среди тенденций развития религии ставят секуляризацию.
Секуляризация –это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, это процесс снижения влияния религии в жизни общества и деятельности людей, это мероприятия по отделению государства, других социальных институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе.
Как видим, секуляризация длительный и разветвленный процесс, охватывающий большой период времени, начавшийся после Средневековья и включающий такие события, как реформы религии и церкви, лишение последней земли и налогов, взимаемых в ее пользу, отделение церкви от государства и школы, создание государственных систем социальной защиты, воспитания, здравоохранения, образования, науки и т.д. В настоящее время секуляризация продолжается под воздействием таких факторов, как:
- развитие науки, техники и технологий;
- повышение роли государственных и общественных организаций в решении проблем, которые ранее решала церковь (помощь бедным, сиротам и убогим, образование и воспитание, лечение и профилактика болезней, объяснение непознаваемых явлений и т.п.);
- наличие и свободное развитие в цивилизованных странах нескольких конкурирующих за прихожан церквей и деноминаций;
- утрата церковными мероприятиями, в первую очередь праздниками, чисто религиозного характера и тенденция превращения их в более светские;
- размывание религиозного сознания у большинства верующих, которые далеко не всегда могут объяснить религиозную суть и исторический смысл церковных обрядов, библейских и евангельских сюжетов;
- появление сильной конкуренции у церкви в осуществлении психотерапевтической функции в лице медицины, психологии, народного знахарства и т.п;
- снижение роли религии и церкви в осуществлении всех остальных социальных функций (интегративной, регулятивной, коммуникативной, культуротранслирующей).
Изменения, происходящие в современной религии проявляют себя также в тенденции к реформам и модернизации. Эта тенденция всегда была характерна для протестантских церквей, которые и родились из стремления к реформе. В конце XX – начале XXI вв. реформизм стал проявляться в деятельности католической церкви. В настоящее время реформы и изменения назрели в православной церкви.
Модернизация религии проявляется в осовременивании храмовой архитектуры, религиозной живописи, скульптуры и литературы, изменении богослужений, в проведении в церквах светских мероприятий (разумеется, способствующих нравственному росту людей и расширению круга прихожан), более активном участи церкви в светской жизни общества, поощрении церковью развития музыки, искусства, спорта, заботе о воспитании, досуге прихожан вне церкви.
Третьей важнейшей тенденцией в развитии религии является стремление к экуменизму.Древние грекиэкуменой называли заселенную и освоенную человеком часть Земли. Современные религии под экуменизмом понимают стремление ко все более глубокому межконфессиональному взаимопониманию и сотрудничеству. Наибольшую активность в этом проявляют протестантские церкви, которые выдвинули предложение о полном объединении всех христианских церквей и в 1948 г. создали для этого специальный орган – Всемирный совет церквей. В нестоящее время Папа и католическая церковь активно поддерживают идею сотрудничества со всеми христианскими церквами, включая Русскую православную. Но руководство Русской православной церкви не разделяет эти идеи.
Многие социологи, в первую очередь американские, считают, что идёт не столько секуляризация, то есть вытеснение религии из духовной сферы и замещение ее наукой и другими социальными институтами, сколько процесс плюрализации религии, под которым они понимают появление множества (плюпализм (лат.) – множественность) конкурирующих со «старыми» церквами новых деноминаций и культов, дающих возможность каждому члену общества сделать свой выбор. Часто новые вероучения формируются под влиянием восточных религий. Так появились общины, исповедующие дзен-буддизм, трансцендентальную медитацию, называющие себя «Сознание Кришны» и т.д. Таким образом, параллельно умножению верований идет процесс появления нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а, главное, на личном выборе (Н.Смелзер).
Другие социологи (например, Т.Луман) полагают, что происходит трансформация религии в новую социальную форму, содержащую определенные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек, в этом случае, волен выбирать подходящую ему систему религиозных значений.
Т..Парсонс в свое время обращал внимание на постепенное сближения «секулярного», светского порядка с религиозной моделью мира, а Р.Белла, по примеру О.Конта (вспомним его религию Великого Существа) создал концепцию «гражданской религии» как синтеза официальной идеологии и христианской морали.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 707;