Религиозное поведение
Люди по-разному относятся к религии и церкви. Одни истово исполняют все обряды, регулярно посещают храм, соблюдают все посты. Другие полагают, что бог должен быть внутри человека, что важнее убежденная вера, чем показное поклонение. Социологи, изучающие проблемы взаимоотношений прихожан и религиозных организаций, типологизируют верующих людей. Обычно выделяют следующие типы верующих:
1. Тип теологически убеждённого верующего. Он обладает религиозными знаниями, умеет доказывать и защищать свои религиозные принципы;
2. Эмоциональный тип верующего. Такой больше проявляет свои религиозные чувства, чем может их рационально объяснить;
3. Обрядовый тип верующего. Склонен к совершению религиозных обрядов, но действительных религиозных чувств почти не испытывает.
4. Тип мнимого верующего. Как правило, пытается убедить окружающих в своей вере, которой нет.
5. Тип мнимого атеиста. Не участвует в обрядах, но в глубине души сохраняет веру в сверхъестественные силы, в чудеса и т.д.
М.Вебер выделял два типа религиозного действия:
1.мистика - отрешение от мира, созерцательное ощущение своего спасения. Человек является не орудием, а сосудом божественной воли. Такое поведение характерно для восточных религий (буддизм, индуизм), а также для ислама и иудаизма.
2.аскеза - активная, в том числе и мирская деятельность, радикальное понимание спасения через добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей. Такой тип поведения, как уже упоминалось, присущ протестантской этике.
Функции религии.
Религия как социальный институт существует тысячи лет. Она играет важную роль в обществе и на деле доказала свою необходимость или функциональность Социологи выделяют следующие функции религии.
Интегративная функция. Эта функция позволяет сплачивать людей в единое общество, стабилизировать его и поддерживать определенный социальный порядок. По словам П.Бергера, религия - это «священная завеса», посредством которой освящаются ценности и нормы человеческой жизни, гарантируется социальный порядок и устойчивость мира.
Регулятивная функция заключается в том, что она укрепляет и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный (через церковные организации), так и неформальный (через самих верующих как носителей моральных норм). Эта функция осуществляется также через механизмы и средства социализации.
Психотерапевтическая функция. Религиозные действия, богослужения, обряды, ритуалы оказывают успокоительное, утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость, уверенность, предохраняют от стрессов и самоубийств. Религия помогает людям, страдающим от чувства одиночества, неприкаянности, ненужности людям, почувствовать ощущение причастности к общему социальному действию во время отправления религиозных обрядов. Кроме того, церковь привлекает таких людей к благотворительной деятельности, помогая им вновь «войти в общество», обрести душевный покой.
Коммуникативная функция. Общение для верующих развёртывается двух планах: во-первых, связь с богом, небожителями (высший вид общения), во-вторых, общение друг с другом (второстепенное общение) В результате общения возникает сложный комплекс религиозных чувств: радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения, послушания, надежды на позитивное решение проблем и т.д, который создает положительную установку, формирует мотивацию к дальнейшему религиозному общению и посещению церкви.
Культуротранслирующая функция позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы, культурные и научные представления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты, имеющие как социетальный, так и общечеловеческий характер.
Таким образом, несмотря на свой почтенный возраст, религия в современном обществе продолжает оставаться вполне функциональным социальным институтом и играет важную интегрирующую, регулятивную, коммуникативную, психотерапевтическую, культуротранслирующую роль.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 700;