Возможные пути развития общества

В наше время не надо быть особенно проницательным человеком, чтобы заметить, что человеческое общество - подвижная динамическая система, что оно движется, развивается. В каком направлении развивается общество? Каковы движущие силы этого развития? На эти вопросы социологи отвечают по-разному.

Эти же вопросы, очевидно, волновали людей с тех пор, как они осознали, что живут в обществе. Вначале эти вопросы решались на теологическом уровне знания: в мифах, легендах, преданиях. Движущими силами считались воля богов и явления природы.

Судя по историческим источникам, первыми возникли представления о регрессе человечества.

Так, Гесиод древнегреческий поэт и философ (VIII - VII вв. до н.э.) в поэме Теогония" утверждал, что в истории общества было пять веков, пять поколений людей, причем каждое последующее поколение по своим моральным качествам было хуже предыдущего. Золотое поколение жило как боги со спокойной и ясной душой. Серебряное поколение "уже похуже сотворили боги", но оно было уничтожено за неуважение к богам. Медное поколение людей было "могуче и страшно", любило войну, насилие; "все попало в царство Аида". Поколение героев также погубили войны. Пятое железное поколение худшее из всех. Люди все более погрязают в пороках, не уважают закон, родителей, родных, теряют совесть и стыд. Это поколение также будет уничтожено богами[15].

Таким образом, критерием развития общества у Гесиода выступают нравственные качества людей. Так как нравственность все ухудшается, то общество от поколения к поколению регрессирует.

Аналогичных взглядов придерживался Платон (427 - 347 гг. до н. э.). Но он считал, что сдержать падение нравов, деградацию общества сможет так называемое идеальное государство, которое будет способствовать нравственному воспитанию граждан, но вообще остановит какие - либо социально-политические и экономические изменения в обществе.

В древнегреческой философии зародилась и идея цикличности(круговорота) в движении общества. Впервые эта идея встречается у Гераклита (544 - 483 гг. до н.э.). В своем сочинении "О природе" он утверждает, что "этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающийся и мерами потухающий".[16]

Взгляды Гераклита на мир стоики (IV - III вв. до н.э.) перенесли на человеческое общество. Таких же взглядов в XVIII веке придерживался итальянский философ Джамбаттиста Вико, который утверждал, что все общества возникают, движутся вперед, приходят в упадок и наконец погибают[17]. Немецкий философ и историк Иоганн Гердер (1744-1803) прямо сравнивал историю народа с жизнью человека. Он считал, что любое общество проходит периоды зарождения, возвышения, роста и расцвета. Затем приходит смерть.20 В XIX и XX вв. идею цикличности развития цивилизаций развивали Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, С.Хантингтон и др.

Только в XVIII веке французскими просветителями Жаном Кондорсе ("Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума". 1794 г.) и Анном Тюрго (1727 - 1781 гг.) была обоснована концепция прогресса, т.е. постоянного, неуклонного развития человеческого общества по восходящей линии. К. Маркс (1818 - 1883 гг.) считал, что прогресс общества осуществляется по спирали, т.е. на каждом новом витке человечество в чем-то повторяет свои достижения, но уже на новом, более высоком уровне развития производительных сил. Маркс остроумно заметил: "Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются, так сказать дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса."[18]

В XIX веке развитие общества настолько ускорилось, что теории прогресса стало трудно что-либо противопоставить. Споры переходят в иную плоскость: что является критерием прогресса? Многообразие точек зрения при ответе на этот вопрос можно свести к трем основным.

1.Критерием развития общества является рост нравственности человека, общественной морали, духовности общества. Этой точки зрения, как мы помним, придерживались Гесиод, Сократ, Платон, средневековые философы и современные христианские и другие религиозные доктрины.

2.Критерий прогресса общества в развитии знания, науки, образования, воспитания. Французские просветители Кондорсе, Тюрго, Вольтер, Руссо, Дидро считали, что причина всех бед человечества в невежестве. О.Конт отождествлял накопление знания, развитие представлений людей о мире и прогресс общества.

3.Сторонники технократического подхода (технического детерминизма) считают критерием прогресса развитие наук, техники и технологий.

Технократы, в свою очередь, разделяются на два лагеря - идеалисты и материалисты. Технократами - идеалистами являются большинство современных социологов. Они полагают, что сначала идеи, научные открытия, технические усовершенствования, новые технологии появляются в головах людей, а потом они осуществляются в производственных структурах.

Материалисты - технократы, наоборот, полагают, что потребности общественного производства толкают вперед науку и изобретательство.

Уже в XX веке человеческая цивилизация развивалась очень неравномерно. Периоды бурного роста перемежались периодами застоя (Великая депрессия 1929 -1931 гг.), социального регресса (революции, Первая и Вторая мировая война). В этих условиях опять становятся популярными циклические теории и появляются так называемые волновые теории общественного развития. Последние хорошо отражают неравномерность развития как отдельных обществ, так и человеческой цивилизации в целом. Волна - это обязательно подъем и спад. Волна может быть разной: то ровная как синусоида, то ломаная, как зубья пилы, а то и очень сложной и неправильной формы. Но какой бы ни была волна, она отражает реальный процесс; с ее помощью возможно адекватно описать сложные закономерности движения общества.

Теории прогресса.

Теории прогрессивного развития общества начнем рассматривать с марксистского учения, так как авторы последующих теорий (особенно в XX веке) вели постоянную борьбу с ней, сравнивая и противопоставляя себя марксизму.

Для понимания развития общества К.Маркс ввел понятие «общественно-экономическая формация» (ОЭФ), которая у него базируется на способе производства материальных благ и форме собственности. Способ производства и общественно-экономическая формация в целом, по Марксу, остается неизменным пока сохраняется равновесие между производительными силами (материальная субстанция) и производственными отношениями (идеальная субстанция). Рост, качественное изменение производительных сил общества (развитие техники и навыков людей) влечет за собой изменение производственных (и вообще всех социальных) отношений, в том числе формы собственности. Завершаются эти изменения революционным скачком. Общество переходит на новую ступень, образуется новая общественно-экономическая формация. Важную роль в изменении формы собственности и смене формаций играет классовая борьба. Революции являются ускорителями общественного прогресса ("локомотивы истории"). В процессе развития человеческое общество проходит пять этапов, пять общественно экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Такой подход к общественному развитию, основывающийся на смене общественно экономических формаций, получил название формационный.

Материализм Маркса заключался в том, что по его представлениям в основе общества (общественно-экономической формации) лежит материальное производство, которое развивается социальными действиями людей и вызывает соответствующие изменения в духовной сфере.

Марксистский анализ общества дал адекватные ответы не актуальные вопросы своего времени. Свою теорию К. Маркс создавал в середине XIX века, когда классовая борьба в Европе и Америке была заметным фактором общественного развития. В XX веке центр классовой борьбы перемещается в Россию, а в передовых европейских и американских обществах наблюдается ее затухание. На фоне затухания классовых битв уже трудно было объяснить развитие общества усилением классовых противоречий. Кроме того, социологам - идеалистам было неясно, как материальное производство детерминирует развитие науки. Ведь многие научные открытия были сделаны без непосредственного влияния производственных потребностей. Наконец, К. Маркс не объяснил, какая формация последует за коммунистической. Ведь развитие производственных отношений с необходимостью приведет к образованию новых социальных структур.

В середине XX века в условиях быстрого, поступательного и мирного (без революций и войн) развития капитализма теория Маркса уже не удовлетворяла социологов. Если К.Маркс описал раннее капиталистическое общество недавно вышедшее из чрева феодализма, то теперь налицо было зрелое индустриальное общество, развивавшееся на своей собственной основе.

Концепцию индустриального общества рассмотрим на примере теории стадий экономического роста, созданной в 1960 г. американским экономистом и социологом Уолта Ростоу.[19]

На место марксовых способа производства и классовой борьбы как движущих сил общества, Ростоу ставит сумму факторов - экономических и неэкономических (политических, культурных, психологических, военных), носящих не материальный, а идеалистический характер. Среди этих факторов особенно выделяются наука и технология. Именно они коренным образом меняют представления людей, вызывая новые социальные действия, преобразующие общество и переводят его в новую стадию экономического роста. Таких стадий у Ростоу, как и у Маркса пять. Но их существо и исторические периоды совсем другие.

1.Традиционное общество. В эту стадию У. Ростоу включает большой период человеческой истории, который у Маркса занимает первобытно - общинная, рабовладельческая и феодальная формации. Традиционное общество характеризуется "доньютоновским уровнем науки и технологии", примитивным сельским хозяйством. Прогресс почти не заметен. Власть принадлежит тем, кто владеет землей. "... Важнейшим признаком традиционного общества является то, что в нем неизбежен некоторый предел роста выработки продукции на душу населения".1

2.Переходное общество (предпосылки для подъема). В конце XVII - начале XVII столетий наука и изобретения совершили "проникновенные открытия" и стали непосредственно влиять на развитие производства. Кроме того, появились предприниматели - активные люди, способствующие внедрению новых технологий. Массовое изобретательство и предприимчивость стали возможны в той культурной среде, где имелись определенные социальные ценности, побуждающие к открытиям. Это был период буржуазных революций и образования национальных государств, установления равного для всех права и укрепления правопорядка, способствовавшего развитию торговли и расширению рынка. Этой стадии первой достигла Великобритания. Страны "третьего мира" вошли в эту стадию в середине XX века (национально освободительное движение).

3.Стадия подъема (промышленная революция). На этой стадии бурно идет накопление капитала "общественного назначения" (транспорт, связь, дороги, т.е. всей инфраструктуры). Резко повышается технический уровень промышленности и сельского хозяйства. Политическая власть осознает необходимость модернизации. Этой стадии достигли:

· Великобритания - в конце XVIII в.,

· Франция и США - в середине XIX в.,

· Германия - во второй половине XIX в.,

· Россия эту стадию испытывала в 1890-1914гг.,

· Индия и Китай - в начале 50х гг. XX в.

4.Стадия зрелости (быстрого созревания). "За подъемом следует продолжительный период неизменного, хотя и колеблющегося роста, период, во время которого отныне из года в год растущее хозяйство стремится распространить новейшую технологию на все участки хозяйственной жизни".1

В этот период значительно растет национальный доход, общество согласует с растущим производством свои ценности и институты, приспосабливает или изменяет их. От начала подъема до периода зрелости необходимо около 60 лет, чтобы целое поколение привыкло воспринимать постоянный рост производства.

После развития инфраструктуры бурно развиваются новые отрасли, определяющие прогресс общества. В эту стадию передовые страны вошли с следующей последовательности: Великобритания – в 1850 г., США -1900 г., Франция и Германия - 1910 г., Япония 1940 г., СССР - 1950 г.

5.Стадия высокого массового потребления. Общество перестало считать дальнейшее развитие современной технологии своей главной целью, а ассигнует большие средства на социальное благосостояние. Возникает новый тип социальной политики - "государство общественного благоденствия". Ведущими становятся отрасли производящие потребительские товары длительного пользования и услуги индивидуального назначения (автомобили, телевизоры, холодильники и т.д.). Рыночное предложение индивидуализирует общество.

К 1960 году, по мнению Ростоу, США находились на стадии высокого массового потребления, а Западная Европа и Япония вступали в эту стадию. СССР в то время находился на пороге высокого массового потребления. По вступлении в эту стадию процесс индивидуализации сознания, необходимость политических, экономических и военных реформ, по оценке Ростоу, приведет к деградации коммунистического строя.

Во второй половине XX века прогресс общества настолько ускорился, что его итоги подводятся каждое десятилетие. И каждое десятилетие ученые констатируют колоссальные культурные, экономические и социальные сдвиги.

Поэтому уже в 70х гг. описанная У. Ростоу 5-ая стадия перестала соответствовать реальности, общество приобрело новые черты.[20]

Появляются концепции постиндустриального общества. Они группируются по двум направлениям.

1.Либеральные теории. Их авторами являются по – преимуществу американские социологи: Дэниэл Белл, Джон Гелбрейт, Збигнев Бжезинский, Герман Кан, Элвин Тоффлер и др. Отличительной чертой этих теорий является отрицание классовой борьбы и социальных революций как движущих сил развития общества

2.Радикальные теории. Их авторами являются европейцы (в основном французские социологи) - Раймон Арон, Ален Турен» Жан Фурастье, признающие роль классовой борьбы и революций в общественном прогрессе (очевидно, сказалось влияние так называемой "студенческой революции" 1968 г.).

Концепцию постиндустриального общества рассмотрим, суммируя теории Д. Белла, З.Бжезинского и Э. Тоффлера.

В 1973 г. Д. Белл выпустил книгу "Пришествие постиндустриального общества." В ней он отметил, что современное индустриальное общество вследствие бурного развития науки и технологий (основные движущие силы - Б.И.) в конце XX - начале XXI века вступит в новую стадию – стадию постиндустриального общества. Это общество, по сравнению с индустриальным, имеет новые признаки.

1.Экономика производства товаров превратилась, по - преимуществу, в экономику услуг. Уже на то время 75% работающих американцев были заняты в сфере услуг и только 25% вследствие колоссального роста производительности труда обеспечивали все нарастающий поток товаров. (В России соотношение был обратное: 25% работающих занято в сфере услуг и 75% - на производстве (Б.И.)

2.В производственной сфере господствующее положение заняли менеджеры, а не капиталисты (владельцы средств производства). Менеджер - профессиональный управляющий, знающий производство и рынок. Он наемный работник получает оклад и обычно еще и процент с прибыли. Их влияние в производственной сфере увеличит их влияние и в других сферах (политической, социальной). Это процесс получил название "революция менеджеров".

3.Главенствующее значение получило теоретическое знание, новые идеи. Еще больше возрастет влияние науки на производство. Это еще более снизило значение собственников средств производства.

4.Создание новой интеллектуальной, гибкой технологии приводит к вытеснению ею машинного производства. Еще более распространятся новые способы передачи информации, персональные компьютеры, программные технологии. Некоторые социологи называют постиндустриальное общество информационным.

5.Дальнейший рост производства будет зависеть более от человеческого фактора (генерация новых идей, их внедрение, менеджмент), чем от денежного. Основой промышленности станет не предприятие, а научный центр, который будет не только делать научные открытия и технологические усовершенствования, но и готовить и распределять человеческие ресурсы.

Усовершенствования в идеальных структурах (знания, представления людей о новых технологиях) влекут за собой изменение социальной структуры общества. В отличие от индустриального в постиндустриальном обществе социальная структура состоит не только из горизонтальных слоев (классы, социальные страты), но и из вертикальных структур.

Горизонтальная социальная структура включает четыре основных слоя:

1.специалисты-интеллектуалы (ученые, менеджеры и др. - те, кто генерирует новые идеи);

2.инженерно-технически работники (те, кто внедряет новые идеи);

3.клерки-служащие (бюрократия на производстве). Их роль снижается.

4.квалифицированные рабочие. Их роль по-прежнему высока.

Вертикальный срез общества проявляет пять основных структур:

1.предприятия и фирмы. Их роль даже превышает роль правительственных учреждений, т.к. крупные фирмы действуют за рамками национальных правительств.

2.правительственные учреждения. Их роль относительно снижается. (В России они продолжают занимать господствующие высоты - Б.И.).

3.университеты и научные центры. Роль их возрастает.

4.военный комплекс. Его значение снижается.

5.социальный комплекс (здравоохранение, образование, социальные услуги и др.). Его значение значительно выше, чем в индустриальном обществе.

В постиндустриальном обществе будет отсутствовать голод и нищета. Безработица, как правило, будет находиться на социально безопасном уровне. Поэтому горизонтальные слои (классы, страты), активные в марксовом раннем индустриальном обществе (классовая борьба), здесь политически пассивны (ведут переговоры за условия работы и оплату труда с предпринимателями).

Политическая инициатива переходит к вертикальным структурам. Именно здесь идет борьба за влияние в обществе. Эта борьба носит скрытый и не революционный характер, ибо никто не заинтересован в смене формы собственности.

Положение человека в таком обществе больше определяет не капитал, а его знания, умения и качество той пользы, которую он приносит людям (дизайн, изготовление, производство пищи, одежды, художественных произведений, знания и др.). Изменится, по мнению Д. Белла, само существо общества, которое следует называть не капиталистическим, а меритократическим (меритос - польза).

Схожие черты определяет постиндустриальному обществу другой американский социолог 3. Бжезинский. В своей работе "Роль Америки в технотронную эру" (1970 г.) он утверждает, что человечество прошло в своем развитии две эры: (аграрную; индустриальную) и входит в третью эру - технотронную (т.е.технонаправленную – Б.И). Признаки технотронного общества 3. Бжезинского весьма напоминают черты постиндустриального общества Д. Белла:

1.промышленность товаров уступает место экономике услуг;

2.растет роль знаний, компетентности, которые становятся инструментами власти;

3.поэтому, тому кто хочет "быть на плаву" в таком обществе необходима учеба и самообразование в течение всей жизни;

4.жизнь широких слоев скучна, (днем рационализированное производство, вечером - телевизор). Отсюда - важная роль досуга: развитие шоу - бизнеса, индустрии развлечений, спорта и т.д.

5.университеты, научные центры непосредственно определяют изменения и всю жизнь общества.

6.падает роль идеологии при возрастании интереса к общечеловеческим ценностям;

7.телевидение вовлекает в политическую жизнь широкие массы, ранее пассивные;

8.становится актуальной участие широких слоев в принятии социально важных решений.

9.экономическая власть деперсонифируется (менеджер - не владелец, а наемный работник. Предприятие принадлежит тем, кто владеет акциями).

10.повышается интерес к качеству жизни, а не только к материальному благополучию.

Следующее десятилетие 80х годов XX века приносит не только дальнейшее развитие концепции постиндустриального общества. Ученых начинает беспокоить проблема выживания общества при все увеличивающихся темпах экономического развития. Впервые звучат пессимистические нотки при оценке прогресса.

В 1980 году Э. Тоффлер издал свою очередную книгу «Третья волна». Он рассуждает, как и 3. Бзежинский в духе «пришествия третьей эры». (первая волна - аграрная, вторая - индустриальная, третья волна - постиндустриальная).

В постиндустриальном обществе, по Тоффлеру, инновации в технике достигли таких темпов, что за ними не поспевает биологическая природа человека. Люди, не приспособившиеся, не успевающие за прогрессом, остаются на обочине, как бы выпадают из общества, противостоят, мстят ему, испытывают страх, шок от будущего. Отсюда такие социальные явления как вандализм, мистицизм, апатия, наркомания, насилие, агрессия.

Выход из такого положения Тоффлер видит в изменении мышления, переходе к новым формам социальной жизни. Новые формы социальной жизни придут, по его мнению, после перехода к производству детей по заданным физическим и интеллектуальным характеристикам. Тогда изменятся такие социальные структуры как семья, брак, такие понятия как материнство, секс. Изменятся социальные роли мужчины и женщины. Появятся такие формы социальной жизни как групповые браки, коммуны.

Центральным понятием теории Тоффлера является фугурошок - шок, удар от будущего. Люди впервые боятся дальнейшего прогресса, с недоверием ожидают очередных быстрых социальных перемен.








Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 770;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.