Социальный конфликт
Конфликт как поэтологическая категория также получает новые, реалистические художественные смыслы. В первую очередь разрабатывается конфликт социальный – между личностью и обществом; между требованиями внутренними, сугубо личностными, и, с другой стороны, требованиями внешними – социальными, имеющими безусловный, категорически-императивный характер. Одновременно с изменением направленности конфликта меняется и процесс его становления и разрешения: принцип детерминизма учил тому, что при изменении внешних обстоятельств человеческой жизни, например, при уходе героя из одной среды в другую, будет меняться и характер данного героя. Таким образом, и конфликтные ситуации будут не статично-неизменными, а развивающимися. Идея развития, и личного и общественного, в высшей степени характерна для литературы реализма, и она многопланово реализуется практически на всех уровнях художественного текста – и на сюжетно-фабульном, и на персонажном, и на тематически-мотивном.
3.2.4. Литература – «учебник жизни»
Мы помним, что романтики противопоставляли творчество обыденности; герой-художник или герой-странник, отшельник не могли найти себя в реальной действительности; или, говоря точнее, и не могли искать себя в мире обычных людей. Для писателя-романтика возможность связать искусство и жизнь виделась разве что в области «романтической иронии» – два мира непримиримы; для лучших героев романтических произведений уйти от искусства в жизнь означало бы предать самих себя, свое высочайшее поэтическое призвание. Литература реалистов – совсем иное дело; в литературном тексте, в книге видят «учебник жизни», призванный помочь читателю разобраться в социальных условиях, в насущных, жизненных проблемах, и суметь найти себя в данной и конкретной, «реальнейшей» (по слову У. Теккерея) действительности. Закономерно определяются жанровые приоритеты сторонников критического реализма – это, безусловно, роман как тот жанр, который позволял максимально адекватно ставить и разрешать задачи социального анализа общества и изображения «типического характера» в «типических обстоятельствах» формирующей его среды.
Историзм
Подчеркнем главное: складывается новая доминанта художественного мышления, создающая новый предмет художественного изображения: объективная, непосредственная, данная социальная действительность, окружающая жизнь, современность в ее широте, жизненная реальность – а не внутренний мир «я», в свое время открытый и реализованный в романтизме. Отсюда на страницы литературных произведений широко и мощно вступает самое социальная история, художественно осмысляемая как глубинное и вместе с тем масштабное общественное развитие. Это ярко показывают сами названия книг, написанных в разных национальных литературах и при этом объединенных общими, реалистическими художественными ценностями: «Современная история» (Анатоль Франс), «Обыкновенная история» (И.А. Гончаров), «История одного города» (М.Е. Салтыков-Щедрин), «Война и мир» (Л.Н. Толстой), «Жизнь»(Ги де Мопассан).
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 787;