III. Конфликт церкви и светской власти.
Вопрос о соотношении светской и церковной властей был одним из важнейших в политической жизни Русского государства XV—XVIIвв. С ним была тесно связана борьба иосифлян и нестяжателей. В XVIв. господствующее иосифлянское направление в русской церкви отказалось от тезиса о превосходстве церковной власти над светской. После расправы Грозного над митрополитом Филиппом подчинение церкви государству казалось окончательным. Однако ситуация изменилась в годы Смуты. Авторитет царской власти из-за обилия самозванцев и череды клятвопреступлений пошатнулся. Авторитет же церкви, ставшей важнейшей объединяющей силой (благодаря патриарху Гермогену, который возглавлял духовное сопротивление полякам и принял от них мученическую смерть), возрос. Еще больше усилилась политическая роль церкви при патриархе Филарете, отце царя Михаила.
Властный Никон стремился возродить то соотношение светской и церковной властей, которое существовало при Филарете. Никон утверждал, что священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть — от Бога. Он активно вмешивался в светские дела. В отсутствие царя он рассылал указы, называя себя «великий государь и патриарх». До этого патриархи, за исключением Филарета, величали себя «великим господином». Реализацию идеи примата церкви над государством Никон начал с наступления на Уложение 1649г., ограничивавшего рост монастырского землевладения. Вопреки запрету Никон расширял патриаршие земельные владения за счет приобретения новых земель. Постепенно Алексей Михайлович стал тяготиться властью патриарха. В 1658г. между ними произошел разрыв. Царь потребовал, чтобы Никон не именовался впредь великим государем. Тогда Никон заявил, что не желает быть патриархом «на Москве» и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Напротив, от патриарха потребовали сложить полномочия, чтобы можно было избрать нового главу церкви. Никон ответил, что не отказывался от сана патриарха, а не желал быть патриархом лишь «на Москве».
Отстранить патриарха не мог ни царь, ни собор русского духовенства. Только в1666г. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов — антиохийского и александрийского. Собор поддержал царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681г.
Разрешение «дела Никона» в пользу светской власти означало, что церковь не могла впредь вмешиваться в государственные дела. С этого времени начался процесс подчинения церкви государству, который завершился при Петре I ликвидацией патриаршества, созданием Святейшего Синода во главе со светским чиновником и превращением Русской православной церкви в государственную церковь.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 1997;