Городские восстания середины 17 века.
В 1646г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем соль в XVIIв. являлась одним из важнейших продуктов — главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью вздорожали сами эти продукты. Продажа их упала, нераскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство как потребителей, гак и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647г. соляной налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалованье служилым людям «по прибору», т. е. стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти.
1 июня 1648г. в Москве вспыхнул так называемый Соляной бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева, который сопровождал Алексея Михайловича, попытались разогнать собравшихся, что лишь усилило их озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали виновником введения соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя — боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые «по прибору», царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова. Их немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка, Алексей Михайлович «отмолил» у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.
Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в белые слободы и дворян — о введении бессрочного сыска беглых. (Соборное уложение 1649г.) Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в то время.
Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду и др. Наиболее сильными были выступления в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650г. оба восстания были подавлены правительственными войсками, правда, в Псков им удалось вступить лишь благодаря раздорам в среде мятежников.
В 1662г.вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как Медный бунт. Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654—1667гг.) и Швецией (1656—1658гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство пустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также выплачивалось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало рост цен. Медные деньги обесценивались: если в 1661г. за серебряный рубль давали два медных, то в 1662 г. — восемь.
25 июля 1662г. начался бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших — те, кто ранее крушил дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр и пригрозили, что если государь «добром им тех бояр не отдаст», то они «начнут имать сами, по своему обычаю».
Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царем стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, другие разбежались. По царскому приказу150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.
В отличие от Соляного, Медный бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против посадского населения.
Раскол
I. Церковная реформа: причины и содержание.
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVIв. на Стоглавом соборе был установлен общерусский пантеон святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вносить исправления.
Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву («Третий Рим») центром мирового православия, внешнеполитические амбиции Алексея Михайловича требовали сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлении русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
Между тем греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древней византийской и русской. Поэтому часть русского духовенства выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича, решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Никон — выходец из семьи мордовского крестьянина Мины, в миру — Никита Минин. Патриархом стал в 1652г. Отличавшийся непреклонным, решительным характером Никон обладал колоссальным влиянием на Алексея Михайловича, который называл его своим «собинным (особенным) другом».
Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа — «Иисус» вместо «Исус». Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 2194;