II. Реакция общества на реформу. Возникновение раскола.
Однако церковная реформа, предпринятая для унификации богослужения и укрепления ведущей роли Московской патриархии среди православных церквей, привела к глубочайшему расколу в церкви и обществе, повлиявшему на многие события последующих веков.
Для верующих реформа была серьезным отступлением от традиционного канона. Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не просто не действенна — богохульна! Противники Никона обвиняли его во введении «латинства», ведь греческая церковь со времен Флорентийской унии 1439г. считалась в России «испорченной». Тем более что греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в католической Венеции. Противники Никона — старообрядцы — отказались признавать проведенные им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 годов они были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.
Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник. Бывший придворный священник пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния «никонианству» и его защитнику — царю. После 15-летнего заключения в земляной тюрьме Аввакум был заживо сожжен за «хулу на царский дом». Самым знаменитым произведением старообрядческой литературы стало «Житие» Аввакума, написанное им самим. Церковный собор 1666/67гг. проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Они скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала, где создавали скиты — общежития и продолжали молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь» — самосожжение. Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя.
Причины фанатического упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что никонианство — порождение сатаны. Однако сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами. Среди раскольников было много духовных лиц. Для рядового священника нововведения означали, что всю свою жизнь он жил неверно. К тому же многие священнослужители были малограмотны и не подготовлены к освоению новых книг и обычаев.
Посадские люди и купечество также широко участвовали в расколе. Никон давно конфликтовал с посадами, возражая против ликвидации принадлежавших церкви белых слобод. Монастыри и патриаршая кафедра занимались торговлей и промыслами, что раздражало купцов, считавших, что духовенство незаконно вторгается в их сферу деятельности. Поэтому посад с готовностью воспринимал все шедшее от патриарха, как зло.
Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев, например, боярыня Морозова и княгиня Урусова. Однако это единичные примеры. Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов. Естественно, что субъективно каждый старообрядец видел причины своего ухода в раскол исключительно в неприятии «никоновской ереси».
Среди раскольников не было архиереев. Некому было рукополагать новых священников. В этой ситуации часть старообрядцев прибегла к «перекрещиванию» ушедших в раскол никонианских священников, а другие вообще отказались от духовенства. Общиной таких раскольников-беспоповцев руководили наставники (начетчики) — наиболее сведущие в Писании верующие. Беспоповское направление в расколе напоминало протестантизм, но только внешне. Протестанты не признавали священство принципиально, считая, что человеку не нужен посредник в общении с Богом. Раскольники же отвергли священство и церковную иерархию вынужденно, в случайно возникшей ситуации. Идеология раскола, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 2593;