Тематизация социально-исторического пространства

Согласно эстетическим составляющим принципа историзма, художественное изображение развертывается вширь, и в слово выводятся насыщенные пространственные реальности: «Дворянское гнездо» (И.С. Тургенев), «Деревня» (Григорович). Столица и провинция в романах Бальзака и Г. Флобера, русские столицы Москва и Петербург становятся архетипическими моделями социальной культуры (см.: «Сцены парижской жизни» и «Сцены провинциальной жизни» Бальзака; «Госпожа Бовари» Флобера, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и др.).

Тематизация пространства природы

Тематизация пространства природы – «Записки охотника» И.С. Тургенева и множество других произведений.

Критика социальных установлений

Критическая проблематизация социальных установлений самого широкого плана. Посмотрим на характерные названия реалистических романов, в которых беспощадно критикуются социально несправедливые, гибельные для человеческой личности «законы»: «Человеческая комедия» (96-томный цикл романов Бальзака), «Утраченные иллюзии» (Бальзак), «Мертвые души» (Н.В. Гоголь), «Деньги» и «Западня» (Э. Золя), «Холодный дом» (Ч. Диккенс), «Обрыв» (И.А. Гончаров), «Некуда» (Н.С. Лесков), «Бесы» (Ф.М. Достоевский).

Типология героя

Поскольку человек зависит в обществе от своей «среды», появляется особый «роман среды», развивающий конфликт человека и общества (а не личности и мира, как в романтизме, когда вообще не было и не могло быть понятия «общество»). Поэтому эстетически авторитетен герой, детерминированный социально, однако сами способы детерминации, разумеется, несводимы к какой-то одной классификационной модели. Самый общий вариант типологии, который позволит нам составить схематическое представление о данном эстетическом уровне реалистической мысли, можно обозначить следующим образом.

1) классический «типический» герой – он полностью подчинен законам сформировавшей его среды. Это, например тип ростовщика (Гобсек Бальзака, Плюшкин Гоголя, «старуха-процентщица» Алена Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского). Столь же всесторонне подчинены законам своей среды, хотя воплощают совсем иной «тип», героини таких романов Бальзака, как «Старая дева», Тридцатилетняя женщина», «Блеск и нищета куртизанок».

2) Герой нашего времени – он бросает вызов «среде», но не может найти себе места в реальной социально-исторической ситуации своей судьбы. Таков, конечно, Печорин Лермонтова и русский «лишний человек» в целом (скажем, некоторые персонажи Тургенева).

3) герой-жертва социальной несправедливости. В романе «Отверженные»Гюго можно заметить генетическую связанность подобных героев с романтизмом («культ исключительного» героя), но в целом он уже укоренен в почве реалистического романа. Яркие примеры дают произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные».

4) Протестующий герой (Жюльен Сорель из романа Ф. Стендаля «Красное и черное», Раскольников из «Преступления и наказания».

5) Герой – общество. Подчеркиваем значение данной художественной структуры, принципиально новой для литературы в целом. Так или иначе, но предшествующая традиция давала импульсы и в реализм; очень многое сближает тех или иных персонажей из разных литературных эпох (например, «Скупой» из комедии Мольера и образы ростовщиков, кредиторов, банкиров в реализме). Но общество, становящееся литературным героем – настоящее художественное открытие, вызвавшее к жизни и специальный жанровый тип романа – «роман об обществе». Его образцы дает каждая из национальных литератур в Х1Х веке.

6) Особый тип героя создается в русском классическом реализме (обращаем внимание студентов на то, что это другой, не «критический» реализм. Его своеобразное имя – загадка русской души, ставшая художественным открытием мирового значения. Это сложный, внутренне конфликтный герой, он может быть неизбывно светлым или, с другой стороны, это герой, способный подняться из глубины нравственного падения на духовную высоту. Таков «Очарованный странник» Н.С. Лескова, герои романов Достоевского («Идиот», «Братья Карамазовы»), Л.Н. Толстого («Воскресение»). «Диалектика души» – принцип, сотворенный в русской литературе по отношению к раскрытию богатства внутреннего мира социально ориентированной личности.

7) герой-поколение (Отцы и дети» Тургенева)

8) народный геройВойна и мир» Толстого). В этих, «русских» героях уже почти растворяется «тип» и «среда», и на первый план выходит сила человеческого духа, вырывающая личность из любых, даже самых жестоких, социальных установлений.

Огромное значение русского реализма связано во многом именно с новым подходом к литературному герою. Именно в этом смысле раскрываются слова литературоведа Н.Я. Берковского, посвященные вкладу русских писателей в искусство реалистического романа: «Запад без России становится в конце Х1Х века провинцией». После того, как произведения великих русских реалистов были переведены на европейские языки, началась новая стадия жанра реалистического романа, высшим эстетическим воплощением которого с тех пор, и по настоящее время, выступает творчество Толстого, Достоевского, Тургенева и Гончарова.

Стоит указать и на то, что образ «загадочной славянской души» приобретает общезначимый художественно-поэтологический смысл уже к первым десятилетиям ХХ века. Например, об этом свидетельствуют новелла нобелевского лауреата Томаса Манна «Тонио Крегер» (1903) и его роман «Волшебная гора» (1924), где выведены среди действующих лиц русские персонажи – символические носители данного философско-этического концепта. Заслуживает упоминания и тот репрезентативный факт, что в книге О. Шпенглера «Закат Европы» (1918), заложившей начало философии культуры как особой научной дисциплины, русская культура осмысляется как «молодая» и знаменующая для Запада позитивные будущие перспективы.

Впоследствии, уже в литературе «социалистического реализма» ХХ века, разработанный в Х1Х столетии принцип типизации будет воплощаться однозначно-прямолинейно, на уровне так называемого «классового подхода» («Мать» М. Горького, «Поднятая целина» М. Шолохова и др.). Но не уйдут в прошлое великие художественные открытия реалистов Х1Х столетия – многоаспектный психологизм определяет лицо реалистической литературы и наших дней.








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 773;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.