Эстетика натурализма
4.2.1. Триада «раса-среда-момент»
В основе эстетики данного направления лежит учение французского философа-позитивиста Ипполита Тэна, базирующееся на трех ключевых понятиях – раса, среда, момент. Это факторы, которыми, согласно идеям Тэна и его сторонников, определяется как каждая национальная культура, так и каждая человеческая личность.
Раса – врожденные свойства человека, передающиеся ему по наследству, генетически.
Среда – географическая, ландшафтная – понятие, в содержание которого входят природно-климатические особенности той или иной местности.
Момент – конкретная социально-историческая ситуация, определяющая состояние общественной жизни в тот или иной период исторического времени.
При ознакомлении с данными понятиями И. Тэна нужно осознавать, насколько по-другому, нежели в эстетической системе реализма, мыслится теперь и человек, и общество. На первом месте стоит «раса», что означает преимущественное, подавляющее значение для человеческой (в конечном итоге, и национальной) судьбы тех моментов, над которыми человек не властен: темперамент нельзя сформировать по своему желанию, все «врожденные» свойства, передающиеся по наследству, будут оставаться неизменными при любых условиях жизни. В понятие «среды», известное нам по реализму, натурализм также вносит существеннейшие коррективы – уже не социальная (семейная, воспитательно-образовательная, сословная), а природная среда подразумевается здесь. И только в понятии «момента» заложены «внешние», сугубо социально-исторические смыслы, причем они уведены на последнее место в «триаде факторов».
Таким образом, при кажущемся сходстве с реализмом в ориентации на «правду жизни» писатели натуралистического направления совершенно по-новому представляют роль человека в обществе и его потенциальные возможности: превалирование «расы» над всеми иными составляющими по сути исключает, во-первых, идею развития и выдвигает на первый план фатализм во взглядах на человеческую судьбу, и во-вторых, сама идея социальной истории как изменения уже теряет свою силу. Принцип детерминизма сохраняется, но это уже не социально-исторический, а биологически-природный детерминизм.
Автор-наблюдатель
Позиция автора мыслится в эстетике натурализма как бесстрастно-научная; он наблюдатель и исследователь, по аналогии с представлением о положении исследователя в сфере естественных наук. Но на деле, в соответствии с особенностями литературной работы как творчества, автор не менее эмоционален и оценочен, чем и в других литературных направлениях.
4.2.3. Жанр «экспериментального романа»
Эмиль Золя создает новый жанровый тип романа, получивший название роман-эксперимент(см. сб. статью Золя «Экспериментальный роман»). Структура произведения определяется тем, что герои, обладающие конкретным набором наследственных черт, задающими становление их судьбы в одном направлении, помещаются автором в другую среду и неожиданные социальные ситуации – с тем, чтобы изучить, поддаются ли изменению при таких метаморфозах основополагающие черты их характеров. Автор тем самым выступает как ученый, как естествоиспытатель, он ставит «эксперимент» над своими героями и проверяет таким образом власть наследственности и ее границы.
При этом подчеркнем, что «биологически-наследственный» взгляд на человека распространяется у Золя на всю нацию; он представлял Францию как живой «организм», «республику с нервными центрами». Натуралистической. По мнению Золя, должна быть и политика: «Спасение Франции, – писал он, – зависит от того, примет ли молодежь натурализм».
Вдохновляясь примером Бальзака, Э.Золя задумал многотомный цикл романов «Ругон-Маккары», состоящий из 20 произведений, в каждом из которых был бы аналитически представлен с позиций натурализма тот или иной социальный слой общества. Эпопея была создана на протяжении 1870-1880-х гг. Название эпопеи образовано из фамилий двух семей, – Ругонов и Маккаров; их члены образуют брачные союзы, отсюда происходит смешение наследственных свойств, позволяющее автору «экспериментировать» в поисках путей личностного и социального становления героев.
Свою эпопею Золя рассматривал как акт гражданского звучания. Задача художника, полагал он, – указать на «больные стороны действительности». Это грандиозное социальное воплощение действительности, выражающее целостное представление об эпохе и психофизиологической структуре и человека и среды. Подзаголовок «Ругон-Маккаров» таков: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи»; по сути это история падения и вырождения рода Ругон-Маккаров. Наследственность превращается для них в рок, в западню. Писателю важна не внешность героя, а его темперамент.
Самые известные романы Золя – «Чрево Парижа», «Дамское счастье», «Западня», «Жерминаль», «Разгром». Исследователи творчества Золя отмечают, что его произведения отличает предельная сосредоточенность на низком и уродливом; прославление прекрасного для этого писателя значительно менее значимо, в сравнении с акцентом на «язвы общества».
Второй принцип Золя – установка на документальность. В предисловиях к своим романам он часто называет документальный источник сюжета и указывает, когда и где произошло определенное событие. Отметим, что, говоря о натурализме своего метода, Золя включает в это понятие и реализм и называет натуралистами всех писателей, кто принимал за основу «природу» – Стендаля, Бальзака, Флобера.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 3348;