Натурализм и экспрессионизм
Натурализм во французской литературе развивается в последние десятилетия Х1Х века, когда наряду с ним появляются и другие нереалистические течения и направления. Очень интересная особенность стиля у Золя – его пристальное и продуктивное внимание к поэтике цвета и звука; особенно в этом отношении получили известность его романы «Чрево Парижа», рассказывающий о жизни главного рынка Франции, и «Дамское счастье», действие которого происходит в огромном универсальном магазине, предлагающем всевозможные товары для женщин (название магазина стало названием всего романа). Поразительно яркое, многоцветное описание товаров на рынке или оттенков цвета тканей свидетельствует о творческом взаимодействии Золя с эстетическими принципами импрессионистов. Приведем в пример фрагмент из романа «Чрево Парижа».
Натюрморты, украшенные всевозможными завитушками и розетками, отличались такой сладостной, акварельной мягкостью, что даже сырое мясо на них отливало розовыми тонами, как фруктовое желе. В этом ласкающем глаз обрамлении открывалась выставка товаров; тарелки с яствами были изящно убраны листьями папоротника, отчего казались букетами, окруженными зеленью. То был мир лакомых, сочных, жирных кусочков.
На первом плане, у самого стекла витрины, выстроились в ряд горшочки с ломтиками жареной свинины, вперемежку с баночками горчицы. Над ними расположились окорока с вынутой костью, добродушные, круглорожие, желтые от сухарной корочки, с зеленым помпоном на верхушке. Затем следовали изысканные блюда: страсбургские языки, варенные в собственной коже, багровые и лоснящиеся, кроваво-красные, рядом с бледными сосисками и свиными ножками; потом – черные кровяные колбасы, смирно свернувшиеся кольцами, затем нафаршированные потрохами колбасы, так и прыщущие здоровьем; копченые колбасы в фольге, смахивающие на спины певчих в парчовых стихарях; паштеты, еще совсем горячие, с крохотными флажками этикеток; куски телятины в желе, прозрачном, как растопленный сахар. И еще там стояли широкие глиняные миски, где в озерах застывшего жира покоились куски фарша. Между тарелками, на подстилке из голубых стружек, были расставлены стеклянные банки с острыми соусами, с консервированными трюфелями и гусиной печенкой… (пер. А. Ясной)
Данный пример может показать, что «натуралистический» подход, при всем его биологическом «фатализме», давал, без сомнения, и глубоко позитивные возможности выразить природную, естественную радость бытия и его жизнеутверждающую силу; закономерно один из популярных романов Золя был назван автором «Радость жизни».
В заключение отметим, что произведения Э.Золя были с большим интересом восприняты в России; тиражи его романов, опубликованных на русском языке на протяжении ХХ века, значительно более велики, чем у других французских писателей Х1Х века.
Резюме
Материал главы кратко представляет литературное направление, сформировавшееся под влиянием естественно-научной мысли в последние десятилетия XIX века сначала во французской литературе, а затем и в ряде других национальных литератур. Необходимость обсуждения вопросов, актуализируемых здесь, связана с тем, что некоторые положения натуралистической эстетики стали определяющими для целого ряда художественных явлений последующего времени, вплоть до наших дней.
Принципиальная проблема натурализма – разработка новой концепции человека и общества; отсюда обосновывается предметное рассмотрение категориального уровня эстетики натурализма – триады раса –среда –момент, введенной в опыт художественной традиции французским ученым-позитивистом Ипполитом Тэном. Анализ всех трех понятий показывает, какие перемены происходят в эстетической мысли, сравнительно с критическим реализмом: на первое место в понимании человеческой личности и ее взаимосвязей с обществом выходит идея врожденных свойств, не поддающихся социальной нивелировке. Таким образом, принцип детерминизма теряет социально-исторический смысл и получает значение природного фактора.Таким образом,понятие темпераментастановится ведущим в новой модели автораи героя.
В главе обозначены поэтологические константы, складывающееся под влиянием натуралистических идей: создание Э. Золя жанра «экспериментального романа», в котором разрабатывается конфликт нового типа– между природно-биологическим и социальным началами общественного бытия.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите имена писателей, творчество которых относится к направлению натурализма.
2. Объясните содержательный смысл каждого из компонентов триады «раса-среда-момент».
3. Как вы понимаете смысл названия цикла романов Э.Золя «Ругон-Маккары»?
4. Охарактеризуйте жанр «экспериментального романа».
5. Назовите сходства и отличия в концепции личности и общества в эстетике реализма и натурализма.
6. Как связаны натурализм и импрессионизм?
Глава 5. Символизм
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1089;