Призвание и назначение поэта
Символисты, вопреки теоретически-рефлексивному опыту всей предшествующей литературной традиции, были убеждены, что литературное творчество не терпит школ и направлений, поскольку творчество – глубоко индивидуальное дело, а не некое коллективное занятие. Поэтому положение поэта в мире может быть только одно – это всеобъемлющее одиночество как исходное условие, как единственная форма бытия, возможная для поэта. И цель его жизни тоже лишь одна – она лежит вне любых социально признанных установлений, не имеет никакого отношения к житейской конкретике человеческого существования. Цель творчества – прекрасное, красота; искусство по самой своей сути бесцельно. Истина, вера, добро важны в жизни, но для творчества они вторичны. Как видим, символизм принципиально иначе ставит вопрос о связанности искусства и жизни, чем реалисты; не будет слишком большим преувеличением сказать, что символизм – это «антиреализм».
Источником вдохновения для поэта выступает не объективная действительность, а тексты культуры – философия, история ушедших в прошлое цивилизаций, мифы и легенды, народные песни и сказания; и самый насыщенный источник произведений символизма – художественная литература прошлого. Поэт становится как бы проводником вечности в настоящее; символисты верили, что у поэта, в отличие от других, «обыкновенных», людей, есть свобода – он свободен от скуки обыденности и «прозы жизни», от всех устрашающих в своей механистичности ролей «человека социального». Поэт – «ясновидец», и его миссия – не рассказывать житейские истории и не описывать страсти, а указывать на таинственные связи между явлениями мира и тем самым как бы воссоздавать его, реконструировать в гармонической цельности. Поэт послан в мир, чтобы истолковать символ вселенной; он открывает людям изначальные формы мироздания.
Проблема морали
Литература не должна «просвещать», не должна быть наукой или учебником нравственности, все это задачи, которые, как были убеждены символисты, не имеют отношения к художественной литературе. И проблема морали для художника заключается не в том, чтобы «истина» в его произведении была нравственной и полезной для читателя, а в том, чтобы эта истина была явлена эстетически совершенно.
Жанры
Таковы основные эстетические представления писателей-символистов. Их индивидуальные пути были очень разными; и необходимо сказать, что это проявляется уже на уровне жанров. Мы обсуждали главным образом поэзию, и поэтические жанры наиболее органичны символизму на раннем этапе его формирования. Но достаточно сильно уже и в 1980-е гг. звучат драматургические импульсы – творчество создателя символистской драмы Мориса Метерлинка (автора «Синей птицы», которая была блестяще поставлена на сцене МХАТа К.С. Станиславским и к настоящему времени выдержала более тысячи постановок) выразительное тому свидетельство.
К концу Х1Х века все более актуализируется и проза символизма. Первым символистским романом историки литературы считают роман немецкого писателя Р.-М. Рильке «Записки М.Л. Бригге» (1910); эстетически выразительные романные тексты были созданы русскими писателями Серебряного века, прежде всего это произведения Андрея Белого («Москва», «Петербург», «Серебряный голубь»).
Рассмотрение главных особенностей эстетики и поэтики центральных литературных направлений восемнадцатого и девятнадцатого века мы завершаем здесь. В начале двадцатого столетия будет постепенно оформляться новое литературное движение, которое получит со временем наименование модернизма. Знакомство с творчеством его создателя Джемса Джойса будет осуществляться во второй части настоящих теоретических материалов. Однако предметное изучение специфики литературного процесса в ХХ веке не входит в задачи данного учебного курса и потому не включается в материал данного пособия.
Резюме
Глава содержит теоретико-поэтологическую характеристику ведущего литературного направления последних десятилетий XIX и начала XX в. Символизм – главное, высокозначимое художественное явление этого периода, заложившее основу всего последующего развития литературы, осуществляющегося в дальнейшем, вплоть до наших дней. Поэтому было необходимо обозначить все ключевые моменты художественного мышления, отличающегося тотальным разрывом с реалистическими тенденциями и реализующегося на новом этапе самосознания литературной культуры.
Центральная идея зарождающегося символизма, – идея соответствий,представлена разбором знаменитого стихотворения французского поэта Шарля Бодлера, ставшего «провозвестником символизма». Скрытая взаимосвязанность всех явлений определяет новый статус лирического субъекта, направленного на ассоциативное творческое восстановление единства мира.
То, каким образом принцип соответствий воплощается в художественном произведении, раскрывается в анализе стихотворения Рембо «Гласные».
Затем дается сжатый аналитический обзор основоположений эстетики писателей-символистов: цель творчества – изобразить не вещь, а впечатление от вещи.Понятие символа выявляется как структурообразующее для художественной мысли в целом; в понятии подчеркивается, с одной стороны, двуплановость символа как его структурная особенность; и беспредельность его потенциальных смысловых истолкований, – с другой.
Рассматриваются концепция поэтического языка, основанная на «суггестивном» (внушающем) слове, и ведущие жанры литературы символизма.
В заключение главы дан краткий экскурс в будущее литературы, связанное с понятием модернизма.
Вопросы для самопроверки
1. Когда в европейской литературе появляется новое направление – символизм?
2. Какие французские поэты заложили основы эстетики символизма?
3. Как вы понимаете принцип соответствий?
4. В чем видели поэты-символисты назначение литературы?
5. Дайте понятие символа.
6. Какие жанры разрабатывали символисты?
7. Охарактеризуйте предмет художественного изображения в литературе символизма. В чем состоит отличие от реалистической эстетики?
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 2307;