Предмет художественного изображения
Первые две строфы данного поэтического произведения со временем будут цитироваться всеми авторами Манифестов символизма, так как в них новая творческая мысль расслышала свою эстетически программную идею. Сонет Бодлера открывает, что сам предмет поэзии становится принципиально иным. Уже не душевное состояние лирического героя, не накал его чувств, в свое время увлекавшие поэтов-романтиков, но и не «объективная» действительность, волновавшая реалистов – содержанием произведения становятся особые формы отношений, тайных взаимосвязей между лирическим героем и миром.
Текст стихотворения Бодлера в сжатом виде содержит в себе все исходные основоположения символизма. Читателю достаточно очевидно, что мир не открывается человеку во всей полноте; он способен уловить лишь «обрывки смутных фраз», и то – «временами». Но при этом «мир» – «храм», а значит, в нем есть некое единство и скрытый смысл, приоткрывающиеся для нас через «соответствия» – таинственные взаимосвязи, «переклички» между звуком, цветом, запахом, формой. И именно поэт способен расслышать их и рассказать о них – в литературном произведении, с помощью поэтического слова.
Классическим поэтическим выражением закона соответствий называют стихотворение французского символиста Артюра Рембо «Гласные»:
«А» черный, белый «Е», «И» красный. «У» зеленый,
«О» голубой – цвета причудливой загадки:
«А» – черный полог мух, которым в полдень сладки
Миазмы трупные и воздух воспаленный.
Заливы млечной мглы, «Е» – белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный.
«И» – пламень пурпура, вкус яростно-соленый,
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.
«У» – трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;
«О» – резкий горный горн, сигнал миров нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:
«О» – лучезарнейшей Омеги вечный взгляд! (пер. Микушевича)
При чтении как данного, так и многих других произведений символистов не нужно доискиваться до «последнего», предельно ясного и прозрачного смысла; значительно важнее представить все многообразие возможных, потенциальных истолкований. Например, существует авторитетная точка зрения, согласно которой «гласные» – это символы различных музыкальных инструментов; есть и другая – что в стихотворении зашифрован весь алфавит французского языка (во французской речи, напомним, есть и «немые» звуки). Третья популярная интерпретация основывается на идее «космического мирообраза» всей вселенной, слагаемой поэтом из символов космических стихий (вода, воздух, огонь, земля) и переживаемых человеком на протяжении жизни «космических» состояний – любви, одиночества, мудрости и смерти.
Глубина, неисчерпаемость смыслового наполнения символа – его важнейшая, структурообразующая характеристика. Теперь обозначим в тезисной форме эстетические законы и художественные принципы символизма, опираясь на тексты Манифестов и других программных документов поэтов-символистов рубежа Х1Х-ХХ веков.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1090;