Образ географической местности
Образ географической местности позволяет автору связать характер и нравы определенной части общества с той внешней социально-природной, иногда – чисто ландшафтной средой, где складываются нравы и обычаи определенной типической группы действующих лиц.
Я старался дать представление о различных местностях нашей прекрасной страны. Мой труд имеет свою географию и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию – словом, весь мир. (перевод Н. Линцер)
3.3.5. «Суровая правда жизни»
«Суровая правда жизни» как общественный долг писателя, требующий объективно раскрывать «низкие» стороны социальногобытия.
Замечательный английский писатель-реалист Ч. Диккенс, автор романов «Домби и сын», «Холодный дом», «Крошка Доррит» и многих других, писал о своей книге «Приключения Оливера Твиста» (1839):
Сочли грубым и непристойным, что я выбрал некоторых героев этого повествования из среды самых преступных и деградировавших представителей лондонского населения. Мне же казалось, что изобразить реальных членов преступной шайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле – мне казалось, что изобразить это – значит попытаться сделать то, что необходимо и сослужит службу обществу. И я это исполнил в меру своих сил.
Одна из задач этой книги – показать суровую правду. (перевод А. Кривцовой)
Высказанная Диккенсом мысль была глубоко близка всем его современникам, соратникам по реалистической эстетике. У. Теккерей, которого в России знают главным образом по прославленному роману «Ярмарка тщеславия», утверждает: «Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего, откуда бы она ни звучала – с той ли кафедры, на которую поднимаются серьезные писатели и мыслители, или из те6х кресел, в которых сидит автор, заканчивая свой труд и прощаясь с любезным читателем» (1850 г. Пер. М. Лорие).
3.3.6. Литература – «учебник жизни»
И данный эстетический тезис проиллюстрируем, как делалось выше, высказыванием одного из выдающихся реалистов Х1Х века. Английский писатель А. Троллоп отмечает в статье «О романах и искусстве создавать их»:
Автору повествования необходимо развлекать, иначе он ничего не достигнет. Но независимо от своего желания он должен и поучать. Романист, не лишенный совести, должен поучать с той же целью, что и священник, и иметь свои собственные нравственные воззрения.
Если он так развернет события, чтобы принести добро и преподать благотворный урок, изображая любовь, то польза от этого будет велика. Если я могу научить политиков тому, что они скорее преуспеют с помощью правды, а не лжи, то я делаю большое дело, хотя это понимают не все. Если я в силах заставить юношу и девушку поверить, что честность в любви принесет им счастье, у меня появится много учеников.
Пусть сердце читателя будет тронуто, и на его глазах появятся слезы – тогда у него пробудится сочувствие героям, которые, несмотря на все свои несчастья, борются. И можно будет считать, что автор хорошо сделал свое дело. (пер. Т. Шишкиной)
Таковы основополагающие поэтологические установки в художественном мышлении писателей-реалистов. С их помощью при чтении конкретных текстов можно будет ясно увидеть все главные особенности литературного произведения, созданного в традиции данного направления, ведущего в литературе второй половины Х1Х века.
Резюме
Глава посвящена рассмотрению поэтологического содержания основного литературного направления Х1Х века –реализма. Прежде всего выявляется генезис нового эстетического движения, которое в западноевропейских литературах оформляется как критический реализм.Обращается внимание на то, что на протяжении всего столетия в разных национальных литературах складывались и другие типы реализма – поэтический (немецкая литература), классический (русская литература).
Новыйпредмет художественного изображения – социальная действительность(тогда как романтики были сосредоточены на раскрытии внутреннего мира человеческой личности).
Основное содержание главы заключается в раскрытии смыслового наполнения эстетических представлений реалистов. Определяется направленностьтворчестванаанализ закономерностей общественной жизни.Рассмотрен основной, системообразующий принцип реалистической эстетики – социально-исторического детерминизма; а также принцип историзма, основанный на идее социального развития.
Эстетические концепты реализма даны в их взаимосвязи на тематическо-проблемном уровне. Особое внимание уделяется типологии героя(8 типологических разновидностей), поскольку именно в этой области в концентрированном виде выражаются художественные открытия писателей-реалистов. Принципиальной, акцентированной новизной отличается герой-общество, созданный во всех национальных вариантах реализма XIX века.
Специальный раздел главы посвящен анализу конкретных слагаемых поэтики реалистического произведения. Здесь в центр изучения выведен ключевой метатекст критического реализма – Предисловие Бальзака к циклу романов «Человеческая комедия». Структура изучения законов поэтики, созданных в реализме, дана в соотнесении с художественными достижениями реалистов в течение всего столетия: автор как наблюдатель нравов и исследователь законов общества; принцип типизации; «объективная действительность»; литература как «учебник жизни». В эстетический контекст включены выразительные суждения других реалистов (Диккенс, Троллоп), призванные способствовать пониманию природы реалистической художественной мысли.
Вопросы для самопроверки
1. Когда появился термин реализм?
2. Что означает термин критический реализм?
3. Раскройте содержание понятия среда.
4. Объясните значение понятия социально-исторический детерминизм.
5. Охарактеризуйте типического героя. В чем его отличие от героя романтического?
6. Назовите ведущих писателей-реалистов XIX века.
7. Как вы понимаете смысл названия, которое Бальзак дал своему циклу романов – «Человеческая комедия»?
8. Что такое социальный конфликт в литературном произведении?
9. В чем реалисты видели назначение писателя? Если литература – «учебник жизни», то чему она должна научить читателя?
10. Назовите все типы героя, созданные в поэтике реализма.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 986;