Темы музыки и искусства
Тема музыки, искусствав целом, которое одно придает смысл мирозданию для творческого «я», замечательно разработана романтиками. Известный немецкий лирик Йозеф Эйхендорф писал:
Мир всего лишь заколдован:
В каждой вещи спит струна.
Разбуди волшебным словом –
Будет музыка слышна. (1835 г. Пер. А. Герасимовой).
Темы любви и дружбы
Темы любви и дружбы – центральные у романтиков; после творчества – но и рядом с ним – эти две темы наполняют их произведения как никакие иные; ведь талант любви и талант дружбы – высшие ценности в мире, где все определяется максимальной интенсивностью душевной жизнью индивидуального «я». Любовь – вселенское, космическое чувство; любовь к женщине понималась как любовь к природе, миру в целом. Ф. Новалис писал:
Что любишь, то повсюду находишь и повсюду видишь похожее. Возлюбленная – прообраз вселенной, вселенная – прообраз возлюбленной. Тому, кто дружен с науками, они подносят и все цветы и все дары для возлюбленной. («Вера и любовь», 1797. Пер. А.В. Михайлова)
Переход к реализму
Предельная сконцентрированность романтиков на внутреннем мире личности определила общую направленность их творчества; и результаты их писательской деятельности были глубоко продуктивными: духовно-эмоциональная сфера человеческого «я» получила объемное и выразительнейшее воплощение. В будущем наследие романтической эпохи получило самое широкое признание; произведения Д.Лондона, М. Горького и многих других выдающихся авторов и ХIХ-го, и ХХ века невозможно себе представить без их романтических истоков.
Вместе с тем, под влиянием эстетических и поэтологических ориентиров писателей эпохи романтизма, в литературном сознании неизбежно уходил в тень второй план бытия – социальный, внеличностный. Чтобы он смог найти свой язык и обрести тем самым полновесное эстетическое существование, требовались «переходные» произведения. Одним из таких текстов стала повесть «Полевые цветы» (1842) Адальберта Штифтера, классика австрийской литературы Х1Х века. Высокое значение А. Штифтера в литературе его эпохи во многом определяется тем, как писатель преодолевал романтические идеи и шел к созданию новой, реалистической эстетики.
В повести «Полевые цветы» вся сюжетная линия, герои, а также темы и мотивы имеют романтический характер. С другой стороны, уже можно увидеть готовящийся уход писателя от романтизма. Так, творчество, любовь и дружба, интерес к мифу и легендам, к античной культуре остаются и для Штифтера главными ценностями, и в этом он разделяет эстетические убеждения всех романтиков. Но в его произведении уже нет трагического конфликта между героем-художником и действительностью, т.е. «двоемирия» как такового, произведение венчает счастливый и гармоничный финал. Штифтер показывает, что самое главное для человека – не воображаемый мир, а мир реальный, и нужно найти свое место в обычной жизни, уметь ее ценить и понимать.
Поэтому в его повести говорится с иронией о претензиях героя подчинить все исключительно искусству («шут», «дурак», «козлиная бородка»- таковы эпитеты, прилагаемые повествователем к герою-живописцу), а на первый план выдвигается сама жизнь, – в образе семьи и дома, родных и близких людей. Эти люди любят музыку и искусство, но при этом стремятся укрепить свой достаток, и заняты обычными трудами и обязанностями.
Смену эстетических ориентиров можно увидеть в поэтике заглавий произведения Штифтера. Оно состоит из 19 глав, и каждая носит название полевого цветка – «Незабудка», «Примула» и т.д. При этом важно знать, что романтики создали свой особый символ, под знаком которого и воспринималось их искусство в последующее время – это неизъяснимый, непостижимый и никому не ведомый «голубой цветок» (голубая роза, которой в реальности не существует), символизирующий высокую мечту, неизъяснимый идеал. и введенный в литературу Новалисом. У Штифтера же, в чем ясно видна уже назревшая потребность культуры в новой эстетике, на главное место выходит не «голубой цветок», которого стремятся найти герои других писателей, но при этом его никто и никогда не видел, а простые полевые цветы. Их красота не столь поразительна, но зато она настоящая, и потому эти цветы дороже и ценнее любых фантазий. Таким образом, внимание писателя переключается с романтического на реальный мир, и уже можно представить, что именно А. Штифтер, наряду и с другими писателями, будет создателем нового направления в европейской литературе реализма.
Резюме
В главе сжато рассмотрена западноевропейская литература рубежа XVIII – XIX вв. и первых десятилетий XIX в., составившая романтизмкак литературную и культурную эпоху. Были репрезентированы ведущие категории романтической философии – «творимая жизнь» и субъективная индивидуальность («я»). На данной основе была выявлена эстетическая специфика произведений романтиков.
Предметом специального разбора стали принципы поэтики, разработанные в период романтизма: принцип двоемирия как смыслообразующий в построении художественного мира; концепция творческой личности, ставшая эстетическим открытием романтиков.
Конкретно характеризуется поэтология художественного текстана уровне автора и героя; на уровне темдружбы, любви, искусства и творчества; определена новая, лирическая составляющая в пейзаже. В финальной части главы ставится вопрос о переходе от романтизма к реализму, вызвавшем кардинальные сдвиги в художественном сознании в целом: лирический субъект начинает постепенно заменяться субъектом эпическим.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные эстетические особенности литературы романтизма.
2. Охарактеризуйте представления романтиков о творческой личности.
3. Назовите немецких, английских, французских писателей-романтиков.
4. Как вы понимаете литературоведческий термин «двоемирие»?
5. Дайте характеристику романтического героя (отличительные черты его внутреннего мира; жизненные ценности)
6. Что такое «романтическая ирония»?
7. Назовите главные литературные жанры, которые разрабатывались романтиками.
8. Какие русские поэты творчески восприняли опыт Д.Г. Байрона?
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 798;