Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи

 

Искусство как форма общественного сознания является одним из ранних способов, с помощью которого люди отражали окружающую их действительность в зримых и осязаемых образах. Зародившись еще в первобытном обществе, искусство становится неотъемлемой частью всех типов культуры.

По мере развития оно утрачивает черты синкретизма (слитности); из него выделяется изобразительное искусство и его основные виды: живопись, архитектура, скульптура, графика и др. В дальнейшем эти виды уже не просто отражают, а преобразуют окружающий человека мир. Происходит индивидуализация творческого процесса. Временные события, сложные духовные переживания и взаимоотношения людей раскрываются посредством определенной личности, которая сама начинает влиять на формирование общественных идей. Материальный и технический прогресс расширяет возможности отдельных видов изобразительного искусства и способствует возникновению новых направлений.

Искусство своими средствами исследует жизненные процессы, и это роднит его с другими формами общественного сознания. Оно выполняет ряд важных функций: эстетическую, гносеологическую (познавательную), воспитательную, разви­вающую.

Что же представляют собой основные виды изобразитель­ного искусства? В живописи замысел произведения конкре­тизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Именно от цветовой гаммы, характера мазка во многом зависит выразительность живописных полотен. Основные жанры – религиозный, истори­ческий, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт. Различаются монументально-декоративная, станковая, декора­ционная живопись, миниатюра, диорама и панорама. Для российской культуры вплоть до XVIII в. основным видом была иконопись. В зависимости от материалов, используемых для приготовления красок, существует множество техник живописи. Среди них – живопись масляными красками, разноцветными мелками (пастель), разноцветными кусочками стекла, камня или других материалов (мозаика), живопись по сырой штукатурке (фреска) или по сухой штукатурке красками на клеевой основе (а секко), темпера, акварель, гуашь и т.д.

Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство», или – как было принято на Руси – «зодчество». Это здания и сооружения, необходимые людям для их жизни и деятельности. Архитектура должна сочетать в себе пользу, прочность и красоту. Для достижения этого необходимо четко определять план и объемно-пространственную структуру, учитывать технические возможности и экономическую целе­сообразность. Во второй половине XIX – XX вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, индустриальных методов строительст­ва. Все это не умаляет эстетического начала и требует особого внимания к выразительным средствам архитектуры – композиции, тектонике, масштабу, пропорции, фактуре и цвету материалов.

Архитектурная организация пространства населенных пунктов, регулирование систем расселения выделились в особую область – градостроительство, к которому, в свою очередь, примыкает такой вид изобразительного искусства, как архитектура малых форм – небольшие сооружения, допол­няющие основную композицию (фонтаны, ограды и т.д.).

Скульптура (ваяние, пластика) – латинское слово, означающее «вырезаю, высекаю». Произведения имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Основные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические сюжеты, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства достигаются за счет построения объемной формы, пластической моделировки (лепки), разработки силуэта, фактуры. Различаются круглая скульптура (статуя, бюст) и рельеф. Монументальная скульптура связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, крупными размерами.

Слово «графика»имеет греческие корни и означает – «пишу». Это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография и др.). В основе лежит искусство рисунка, но обладающее собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики располагаются акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую, книжную и газетно-журнальную, прикладную и плакат. Выразительные средства – контурная линия, штрих, пятно, фон листа, с которым изображение образует контраст. Стилистиче­ские средства разнообразны – от беглых набросков, этюдов до тщательно разработанных композиций.

Таким образом, все виды изобразительного искусства, каждый своими средствами, формируют единое эстетическое окружение человека. Они выражают общественные идеи, влияют на развитие искусства в целом.

 

ВХIX в. в странах Западной Европы на смену традиционному типу общества приходит индустриальный. Кардинально меняются все сферы жизни. У деятелей искусства появляется необходимость и возможность доступными им средствами выразить свое отношение к происходящему, согласно своим взглядам и убеждениям.

По отношению к новой буржуазной действительности все многообразие художественных стилей можно разделить на официальный, поддерживающий ценности того времени, и критический. Тогда же впервые заявили о себе различные течения эстетизма, для которых смысл искусства заключался в самом искусстве.

К официальному направлению относится поздний классицизм, где отсутствовала социальная критика и какой-либо намек на какие бы ни было изменения. Романтизм объединяет вокруг себя тех, кто разочаровался в прогрессе и хотел бы вернуться к патриархальному укладу добуржуазной жизни. С другой стороны, существовал и революционный романтизм. Изнанку современного общества нелицеприятно показывают направления натурализма и социального или критического реализма. На рубеже XIX – XX вв. место выразителей новых взглядов занимают модернисты. Широкое распростране­ние получает бытовая и политическая карикатура. Используя обличительную сатиру, художники таким образом реагировали на злобу дня.

Зарождается и развивается культура отдельных народов. Долгое время оставаясь самобытным, национальным явлением, она к концу XIX в. вливается в общемировые процессы интеграции.

Господствующей становится индустриальная культура с присущими ей базовыми характеристиками (рационализм, гуманизм, ориентация на безграничный прогресс). Однако уже в начале ХХ в. она утрачивает эти черты и за ней закрепляется определение «неклассической» культуры.

Для первой половины ХХ в. был характерен разрыв между массовой и элитарной культурой. Во второй половине ХХ в. границы между ними начинают стираться, с ростом образовательного уровня населения изменяется массовая культура, ранее недоступные низам общества стили и виды творческой активности приобретают массовую популярность.

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1309;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.