Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику

 

Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Б. Вышеславцев, И. Ильин, Н. Лосский, Ф. Степун, С. Булгаков, ставшие духовными пасты­рями русского зарубежья. Их работы, созданные за рубежом, продолжали лучшие традиции русской философской мысли.

Среди них работы Н. Бердяева «Смысл истории», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека», Б. Вышеславцева «Кризис индустриальной культуры», «Душа человека», «Свобода воли», «Характер русского народа», И. Ильина «Сущность и своеобразие русской культуры» и многие другие.

Русская философская мысль не только оказала влияние на развитие философии на Западе, но в ряде случаев опережала ее. Развитие русской философии за рубежом нельзя отделить от религиозного сознания философов. Многие из философов-эмигрантов (С. Булгаков, Г. Флоровский, С. Франк и др.) писали не только философские, но и богословские труды, в которых осмысливали роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире.

 

Среди эмигрантов послереволюционной поры были ученые, представлявшие практически все научные направле­ния. В Пастеровском институте в Париже работали ученик И. Мечникова С. Виноградский и ученик И. Павлова С. Метальников.

Большой вклад в развитие аэродинамики и самолетостроения внесли известные профессора Д. Рябушинский, И. Сикорский. Геолог Н. Меншиков совершил для Франции в Сахаре важные открытия подземных вод. В почвоведении были известны имена таких ученых, как В. Агафонова и В. Малышева. Признание за рубежом получили представители не только технических и естественных наук, но и гуманитарии. Так, византолог А. Грабер избран членом Австрийской, Болгарской, Английской, Датской, Норвежской, Сербской и Американской академий. Признанными авторитетами в области социологии были Н. Тимашев и П. Сорокин. В 1930 г. в разных странах находилось около 500 крупных российских ученых, в частности, агробиолог С. Виноградский, геолог Н. Андрусов, зоолог К. Давыдов, химик А. Титов. Третья волна эмиграции не создала подобного тому, что было создано в 1920-е – 1930-е гг. Рассматривая четвертый и пятый периоды, нельзя не отметить такие факты: в настоящие время в Израиле эмигранты этих волн составляют 95% среди специалистов военной промышленности, 40% – в медицине. В США советские инженеры занимают важные позиции в электронной промышленности, в строительстве, науке. Так, Р. Казаринов – известный специалист в области полупроводников, работает в фирме «Белл телефон», А. Каплин – авторитет в области оптоэлектроники – заведует кафедрой в университете Балтимора, физик А. Хачатурян – профессор в Беркли и т.д.

О вкладе ученых-эмигрантов в мировую науку сви­детельствует присуждение Нобелевских премий: по экономи­ке – С. Кузнецу (1971) и В. Леонтьеву (1973); по химии – И. Пригожину (1977).

Большой приток высококвалифицированной русской профессуры позволил поднять уровень высшего образования в Югославии. Там работали академики Г. Острогорский, профессора А. Соловьев, А. Погодин, С. Кульбакин. 10 русских ученых были избраны в Сербскую академию наук и искусств. В университетах Белграда, Загреба, Скопье преподавали 69 русских профессоров, 240 учителей работали в сербских и хорватских гимназиях и школах. Функционировали русские школы; в Белграде была основана Русская публичная библиотека, при которой создано общество русских писателей, председателями которого стали И. Бунин и В. Немирович-Данченко. Либерально-демократическая часть эмиграции в Белграде организовала Русский дом, во главе которого стояли П. Струве, граф И. Толстой. Русские врачи внесли заметный вклад в создание современной системы медицинского обслуживания в Болгарии.

Для того чтобы выжить, эмигрантами создавались различные организации. Только в Берлине было около 60 благотворительных организаций. В Чехословакии действовал православный приход и братство по погребению православных. Значительная благотворительная деятельность была проведена организациями российских земских и городских деятелей (Земгор), их организации существовали в Праге, Белграде, Париже. Большую роль в оказании помощи, духовной жизни играла православная церковь. В 1930–1940-е гг. возникли Толстовский фонд в США, «Общество помощи русским детям за рубежом» и другие организации. Они существуют до настоящего времени. Так, Толстовский фонд оказал в 1988 г. помощь более чем 3 тыс. человек.

Сегодня, несмотря на провозглашенную демократию и открытость российского общества, из страны уезжает интеллигенция, которую можно отнести к политическим безработным. Это такие известные в стране люди, как С. Хрущев (с 1989 г. занимается историческими изысканиями в Брауновском университете, а в апреле 1993 г. обратился к американским властям с просьбой выдать вид на жительство), Г. Трофименко – бывший аналитик в институте США и Канады; Ф. Бурлацкий – бывший редактор «Литературной газеты»; С. Микоян – бывший редактор журнала «Латинская Америка» и др.

 

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 976;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.