Понятие социальной реальности

В конце 1820-х – начале 1830-х гг. в литературах Западной Европы, а несколько позже, и России, проступают коренные изменения, обусловленные кризисом романтического мировидения. К этому времени ушли из жизни многие крупные романтики, олицетворявшие собой всю романтическую эпоху (Новалис, Клейст, Гофман, Байрон, Шелли и другие).

Исторические события, происходившие в Х1Х веке и оказавшие огромное воздействие на интеллектуальную жизнь современников, образуют внутренние периоды в истории литературы; хронологическими границами литературного Х1Хвека были Французская революция 1789-1794 гг. и социальные перемены, связанные с событиями 1871 г. Как видим, ведущее место в общественном развитии принадлежало Франции, и французские писатели занимают главенствующее место.

«Жизнь француза есть жизнь общественная», – писал В.Г. Белинский, и в этой формулировке характеризуется не только национальный характер, но и национальная специфика литературы. Теоретическая мысль оформляется в тесной связи и под непосредственным влиянием социальной реальности. История реализма – это процесс все более широкого постижения и охвата действительности, нарастающее мастерство ее художественного воплощения,; это процесс все более точного социального детерминирования характера и обстоятельств, событий и типов, это отношение к действительности как факту социальному и историческому.

В отличие от романтиков, реалисты приходят к выявлению общих законов общественного развития, к анализу скрытых причин конфликтов в общественном и индивидуальном сознании. Принципиальное отличие романтического от реалистического восприятия действительности О. де Бальзак, создатель литературы критического реализма, выразил так: «Гофман чувствовал слишком горячо, он слишком музыкант, чтобы спорить. У меня перед ним то преимущество, что я француз и слишком мало музыкант». Основная сфера действия у писателей-романтиков – внутренний мир души; теперь же на первый план постепенно выходит человек как личность социальная – борьба человека с жизненными обстоятельствами, его реакция на удары судьбы, в чем обнаруживается подлинная сущность человека, обычно скрывающаяся под маской условностей.

С другой стороны, и в описании мира происходят смысловые сдвиги: его материальная, внешняя составляющая осознается как исключительно весомая. Психология уже не столько личная, сколько общественная играет смыслообразующую роль, актуализируется на уровне категориальном понятие среды, которого не знал и не ценил романтизм. Сам термин реализм появился уже довольно поздно, после утверждения новой, реалистической эстетики – лишь в середине 1850-х гг., тогда как новые представления о задачах и содержании писательского творчества вошли в художественное сознание уже в 1840-е гг.

Проникновение реальной действительности в искусство Х1Х века сопровождалось анализом и открытием внутренних законов развития общества, которые были более очевидны для писателей, пытающихся установить новый способ художественного освоения реальности, – внешне напоминающий научный. О роли науки в становлении и судьбе нового литературного направления следует сказать особо. В первые десятилетия века в развитии науки произошли значительнейшие вещи; было сделано много открытий в области точных и естественных наук. Косвенным результатом этого процесса было усиление веры в общественный прогресс, в научные методы изучения природной и общественной действительности. Отсюда романтические идеалы «озарения», интуитивного знания, мистического духа творчества неизбежно компрометировались; с другой стороны, пафос науки пронизывал умственную жизнь эпохи.

Эстетика реализма

Цель творчества

Важнейшим для истории реализма событием стало появление в начале 1840-х гг. новой науки – социологии. Ее создателем был выдающийся французский мыслитель Огюст Конт. Новая «наука об обществе» несла с собой убеждение в законосообразности мира, убеждение в том, что не только жизнь природы, но и жизнь людей подчиняется строгим законам, которые можно раскрыть; а значит, тем самым и научиться правильному регулированию общественной действительности. Отсюда оформляется структурообразующий момент всей реалистической эстетики – направленность на анализ социальных законов действительности. На данной основе определяется цель литературного творчества: «беспристрастное», «объективное», «научное» выявление всех негативных сторон социального бытия, т.е. их критика. Положительное начало тоже, конечно, отмечалось, но сила эстетического воздействия, или, говоря иначе, социальное призвание писателя, его долг перед обществом виделись в первую очередь именно в разоблачении всех «социальных язв и пороков». Потому новое литературное направление, возникшее во Франции, получило название критический реализм.








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 845;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.