Архитектоника культурного пространства
Культурное пространство является жизненной и социокультурной сферой общества, «вместилищем» и внутренним объемом культурных процессов. Оно — главный фактор человеческого бытия. Культурное пространство имеет территориальную протяженность, в нем очерчены контуры культурных центров и периферии, столицы и провинции, городских и сельских поселений.
Россия — грандиозный культурный ансамбль народов, объединенных общим гражданством и территорией проживания. Культурное пространство объединяет их, создавая неповторимый узор самобытных культур, сохраняя их уникальность и усиливая притягательную силу энергетически мощной ауры. Культурное пространство включает ареал распространения национально-этнических языков общения, традиционные формы бытового и хозяйственного уклада. В нем сохраняются рецепты народной кухни и приемы воспитания детей, архитектурные и художественные памятники, региональные центры народного и профессионального искусства, религиозные конфессии, природные заповедники и исторические культурные ландшафты, города-музеи и университетские комплексы науки и образования, места памятных исторических событий.
Существуют различные подходы к картографии инфраструктуры культурного пространства. Это своеобразный «подсчет» нашего национального достояния и богатства. Но мы знаем о нем все еще недостаточно, общая карта морфологии культурного пространства России пока не составлена, и эта идея может увлечь молодых исследователей. Причем начинать надо с регионов, описывая местные достопримечательности и исторические события. Топография и инфраструктура культуры являются предметами специального исследования.
Культурное пространство России многомерно и не поддается унификации, хотя в истории было немало попыток под лозунгом преодоления различий создать «всеобщую» культуру. Всем известно, чем закончился этот эксперимент.
Но причина еще и в том, что культура не может существовать как одномерная, универсальная, одинаковая для всех эпох и народов. Это противоречит ее природе и сущности, поэтому она сопротивляется подобным экспериментам, даже если инициаторы руководствуются благими намерениями. Культура всегда существует как «дробное множество», но объединенное в целостную систему, где все регионы взаимозависимы и дополняют друг друга.
Культурное пространство может выполнять собирательную функцию, способствовать объединению и сплочению наиии, государства, всех социальных сил. Но возможна и другая модель, когда оно уменьшает силы притяжения между регионами, делая их обособленными и замкнутыми. Эта «рассеивающая» функция культуры значительно ослабляет и тормозит возможность интеграции народов, их стремление к взаимопониманию..
Процесс социального реформирования и модернизации в России оказал существенное воздействие на состояние и перспективы развития культуры. Одни сферы ликвидировались, распались; другие — лишились государственной поддержки и должны были «выживать» на свой страх и риск; третьи — приобрели новые статус и приоритет. Пока еще трудно предсказать весь спектр последствий этих перемен, их влияние на ценностные ориентации людей, особенно молодежи.
Культура вышла из-под жесткого идеологического контроля, но попала в тиски финансовой зависимости.
Динамика культуры получила импульс для реализации плюралистической модели развития. Культурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность. Оно создано многовековой исторической деятельностью человека и напоминает Древо жизни, имеющее глубокие корни и разветвленную крону. В определенном смысле культурное пространство подобно природе, в которой многообразие сочетаний бесконечно.
Множественность проявляется во всех формах культуры, даже в языке, в котором преобладают общие понятия, словарный запас и законы строения фраз, но при этом существует большое число диалектов, сленга, арго, не говоря уже о смысловом разнообразии, множестве интонаций и коннотаций. Соединение всеобщего и особенного, подобного и уникального является основой многообразия и многоликости культурного пространства.
Но было бы неверным представлять культурное пространство в виде «лоскутного одеяла», где каждый кусочек имеет свои форму и цвет. При всем разнообразии оно имеет общую конфигурацию, благодаря которой выполняет свое предназначение. Дискретность отдельных регионов вписывается в общий объем и архитектонику культурного пространства. Разнообразие обусловлено колоритом и уникальностью отдельных местностей.
Изоляционизм так же опасен, как и унификация, стирающая своеобразие культур. Искусственное разъединение сужает сферу культурного пространства, нанося непоправимый ущерб духовному развитию народов и поколений. Культурные контакты — живой и естественный диалог культур, который осуществляется повсеместно и по различным поводам, в будни и праздники, ибо его основой являются взаимный интерес к культуре и стремление людей к пониманию и взаимодействию.
Но ситуация диалога не всегда складывается стихийно. Она требует особого внимания, расположения и поддержки, объяснения различий и преодоления высокомерного возвеличивания одних культур и пренебрежения к другим. Иначе может возникнуть конфликт культур, нарастающий подобно снежному кому и захватывающий все новые сферы общественной и личной жизни. Разделение культурного пространства на «своих» и «чужих» вызывает взаимную неприязнь, склоки, ссоры и ослабление сотрудничества. Отношения между народами могут стать «горючим материалом», провоцирующим социальную и психологическую агрессию.
Поэтому столь велико значение культурной политики, всемерно содействующей диалогу культур.
Культурное пространство в каждом регионе, будь то Север или Юг, Запад или Восток, имеет свои центры притяжения и свой ареал влияния. Это выражается в стиле застройки городов и сельских поселений, в укладе и режиме жизни, соблюдении обычаев и ритуалов, способе проведения праздников и встреч, в общении и интересах, предпочтениях и ценностях.
Исторически Санкт-Петербург сложился как многонациональный город, и каждый этнос внес свой вклад в создание общего петербургского стиля. Ю. М. Лотман в статье «Символика Петербурга и проблемы семиотики города» пишет о множественности «петербургских» образов и сравнений: как русский Амстердам или русская Венеция; как город Пушкина и Гоголя, Достоевского и Блока, Ахматовой, Бродского. Петербург как императорская резиденция и «колыбель революции»; как мужественный герой блокады и центр науки, культуры, искусства. И все эти разные «города» объединены общим культурным пространством:
Петербург сделался городом культурно-семиотических контрастов, и это послужило почвой для исключительно интенсивной интеллектуальной жизни. Петербург по праву может считаться уникальным явлением мировой цивилизации[1].
Не менее интересный подход к описанию целостного пластически-пространственного образа города предложил М. С. Каган:
Петербург с самого начала последовательно развивался как взаимосвязь четырех главных подсистем: Улица — Площадь — Парк (сад, сквер) — Река (канал). В этом заключен ансамблевый принцип организации культурного пространства города[2].
Д. С. Лихачев обратил внимание на то, что для пространственной структуры Петербурга характерно сочетание трех уровней горизонтальной протяженности: уровня воды в реках, уровня набережных, улиц, проспектов, уровня приблизительно одинаковых по высоте крыш домов. В поэтическом пространстве Петербурга Ю. М. Лотман отметил две особенности: призрачность и театральность. Они поддерживаются уникальным петербургским колоритом, мягкой цветовой гаммой, сочетанием водной магистрали Невы и многочисленных каналов, сезоном белых ночей и удивительных закатов.
Театральность воплощена в архитектурных ансамблях исторического центра и кольце пригородов, органично дополняющих общее впечатление. Город воспринимается как огромная сцена, на которой разворачиваются праздничные спектакли и повседневная жизнь. Театральность требует от петербуржцев постоянного внимания к своей внешности, создает атмосферу праздничности и внутреннего протеста против неопрятности, запущенности, вульгарности и пошлости. Культурное пространство формирует тип горожанина и особый петербургский стиль жизни: восприимчивость к классическому искусству, деликатность, веротерпимость, отсутствие национальной и социальной спеси, чувство собственного достоинства и преданная любовь к городу.
Динамизм пространства и культурные контакты
Динамизм культурного пространства обнаруживает волны культурных контактов, исходящие из внешних или внутренних регионов. Византийская, монголо-татарская, французская, немецкая, американская, китайская, японская и иные волны влияний оставили заметный след в культурном пространстве России. Они могут затрагивать на первый взгляд автономные области: будь то мода на одежду, новинки техники, реклама товара, «заморские» продукты, породы собак, оформление офиса или городские вывески. Но в любом случае все это меняет облик, а иногда даже «лицо» культурного пространства.
Вторжение иных культур всегда сопровождается целым комплексом перемен, то более кратковременных, то более длительных. Со временем многие заимствования воспринимаются как собственные достижения.
В силу целостности культуры любые влияния не проходят бесследно, а влекут за собой немало изменений в других, казалось бы, отдаленных сферах культуры, изменяя образ мысли и образ жизни, создавая новые черты в облике человека.
Вначале «культурный луч» вызывает расщепление пространства, и в новой ситуации общество, «обожженное» облучением более мощной и незнакомой прежде культуры, реагирует неодинаково: от безусловного принятия нового и всеобщего восхищения до сопротивления, агрессивного раздражения и осуждения. Новый «клин», вторгаясь в традиционное культурное пространство, производит существенные перемены во всем окружении, меняя систему ценностей.
Возможны следующие варианты перемен при контакте двух разнородных культурных пространств.
1. Утрата народом собственной культуры под влиянием другой, располагающей либо большим авторитетом, либо значительными средствами воздействия, либо особой привлекательностью, соответствующей уже сложившимся ожиданиям и установкам. Этот процесс может протекать спокойно, постепенно меняя культурное пространство традиционной и самобытной культуры.
Но может быть и другая ситуация, когда предпочтения новым ценностям оттесняют собственную культуру на второй план и это приводит к отчуждению и смене ценностей, утрате связи с историческими корнями.
2. Под влиянием натиска новой культуры в культурном пространстве возникают активные силы противодействия и защиты традиционной основы этнической самобытности, призывы к борьбе с иноземным влиянием и утверждение идей «почвенничества».
3. Под влиянием культуры-донора в культурном пространстве возникают новые ориентации, изменяющие некоторые ценности, но сохраняющие общий самобытный облик данной культуры. Подобные частичные перемены произошли в культурном пространстве Японии.
4. Культурные контакты могут порождать возникновение совершенно новых культурных форм, которых не было ни в одной из взаимодействующих культур.
Процесс изменения, происходящий при контакте двух и более культур, был назван в американской культурной антропологии аккультурацией (Р. Линтон, М. Мид, М. Херсковиц). Этот термин широко используется в эмпирических исследованиях. Отмечались те заимствования, которые имели двусторонний характер, когда возникали перемены как в культуре-доноре, так и в культуре-восприемнике.
Р. Линтон и М. Херсковиц выделили три типа реакции:
1) полное замещение старого культурного стереотипа новым, соответствующим образцам культуры-донора;
2) адаптацию или частичное изменение традиционных образцов при сохранении общих ценностей самобытной культуры;
3) полное отторжение новых образцов жизни, предлагаемых культурой-донором, и даже попытки организованного сопротивления, формирование патриотических движений.
Конечно, важно принимать во внимание характер культурных контактов: свободное взаимодействие, направляемое культурной политикой, или военно-политическое принуждение.
В последние годы возросло число исследований, посвященных изучению процессов «японизации», «русификации», «африканизации», «европеизации» и т. д. Причем исследовались формы заимствований и включений в европейскую или американскую культуру музыки, скульптуры, живописи других народов, постепенное расширение культурного пространства и возникновение принципиально нового культурного синтеза. Примером таких влияний могут быть распространение джаза, техники японской борьбы, индийской йоги.
>► Динамизм культурного пространства не исчерпывается лишь внешними влияниями и контактами. Оно постоянно меняет свои очертания, расширяется или сужается, насыщается новыми ценностями и культурными символами, освобождается от устаревшего, отжившего свой исторический срок и в тоже время реанимирует, реставрирует, возрождает «седую старину».
Оно никогда не остается пустым, и рассуждения о «вакууме» ценностей не отражают реальности, просто на смену прежним ориентирам приходят новые.
Культурное пространство «пульсирует», «дышит» как живой организм, оно обладает «аурой» магнетического притяжения. Именно этим объясняется паломничество к мировым культурным центрам, желание насладиться красотой памятников культуры. В нем сильны восходящие и нисходящие «токи», периоды хаоса и кризиса сменяются стабилизацией и гармонией, но эти циклы перемен всегда относительны. Иногда эти циклы продолжительны, растягиваются во времени, иногда перемены совершаются в короткие сроки. Цикличность изменений можно проследить на смене модных увлечений, популярности лидеров и кумиров, динамике ценностных предпочтений.
Культурное пространство обладает «пористой» структурой, когда очень древние, почти реликтовые пласты, артефакты способны подняться в современные слои культуры по внутренним «лифтам» и включиться в культурный процесс. Пути их подъема и движения из глубин древности трудно предсказуемы и не поддаются рациональному объяснению. Так происходит ныне с эзотерическими учениями, мистикой, астрологией, колдовством и шаманством. Они возникли в отдаленные эпохи, а теперь вновь оказались востребованными, захватив ареал в культурном пространстве современной цивилизации.
Культурное пространство в национальном самосознании
Культурное пространство включает универсальные архетипы, вечные образы, древние мифопоэтические представления, обладающие семантической емкостью. Само слово «пространство» совпадает по смысловому значению со словами «простор», «ширь», «открытость».
Архетип русской ментальности включает в себя представления о бескрайности России, широте и бесконечности ее просторов, необычайной красоте русского пейзажа. Архаические символы вполне современны, ибо представляют тысячелетнюю историю России. Этот глубинный слой культуры отразился в пословицах и поговорках, ми-фопоэтических сказаниях, былинах, легендах, песнях и постоянно присутствует в сознании новых поколений, передаваясь как культурное наследие.
Философ Н. А. Бердяев в статье «О власти пространств над русской душой» писал о противоречивом влиянии пространства на национальный характер русского человека. Ширь русской души связана с ощущением простора, она порождает неуемную энергию, возможность движения в сторону экстенсивности. Этот пространственный архетип образует устойчивую картину мира, поддерживает чувства патриотизма и любви к Родине. Особенности мифологического восприятия пространства в русском фольклоре исследовали А. Афанасьев, И. Снегирев, В. Пропп.
В. Н. Топоров посвятил свои труды воссозданию мифопоэтиче-ской картины мира. А. К. Байбурин осуществил интересное исследование сакрального пространства и структуры ритуалов. Г. С. Лебедев, изучая древнерусские протогородские центры, отметил, что каждая культура порождает свое археологическое пространство, которое наделяется религиозно-мифологическим значением и вызывает поклонение. Об особой роли пространства в ментальное™ русского народа писали философы П. Я. Чаадаев, Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов, социологи П. А. Сорокин и К. Д. Кавелин, историк русской культуры Д. С. Лихачев.
Отношение к культурному пространству является важнейшим условием формирования национального самосознания. В прессе широко обсуждается проблема поиска объединительной российской национальной идеи, общей формулы согласия, которые могли бы содействовать сплочению различных этносов и наций, социальных и конфессиональных групп в реализации курса реформ. Культурное
пространство обладает огромными и еще не полностью раскрытыми возможностями для усиления процессов интеграции. В новых условиях модернизации общества формируется принципиально новая модель культурной политики, преодолевающая прежние стереотипы во взаимоотношениях центра и регионов, утверждающая партнерство и диалог, взаимную ответственность за сохранение и развитие культурного наследия.
Возрождение культуры России зависит непосредственно от инициативы. Именно в регионах определяются наиболее оптимальные подходы к социальному и культурному проектированию среды, органично связанные с традициями и исторической памятью.
Г........................■..........................■..............................................
Культурное пространство имеет не только внешние контуры, но и расположено внутри духовного мира личности. Этот пласт особенно важен, ибо определяет мотивацию поведения человека в мире — любовь к родному краю или безразличие, желание обустроить жизнь и внести свой посильный вклад или злобное разрушение того, что было создало трудом многих поколений. ,
Человек всегда находится в центре культурного пространства, и от его усилий зависят настоящее и будущее культуры как национального достояния.
Понятие культурного пространства широко используется в гуманитарных науках, публицистике, средствах массовой информации. К нему обращаются философы и культурологи, историки и политики, этнографы и психологи.
Оно имеет множество явных и скрытых смыслов, ценностных значений и символов. Культурное пространство тесно взаимодействует с географическим, экономическим, политическим, этническим, лингвистическим, информационным, художественным. Каждое из них при сохранении общих черт имеет свою специфику, особую конфигурацию и архитектонику, способы трансляции и динамику изменений.
Проблема культурного пространства имеет междисциплинарный характер, и методология и методы ее изучения, теоретические конструкции и футурологические прогнозы рассматриваются в трудах многих ученых.
В начале XX в. представители культурно-исторической школы диффузионизма Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус использовали это понятие для создания пространственной схемы распространения культур, определения культурных зон и культурных кругов.
Пространство является главным фактором человеческого бытия и играет важную роль в развитии культуры народов и государств. Любая культура связана с пространством как со средой обитания и проживания человека.
Многие особенности культурной жизни обусловлены рельефом местности, ландшафтом, протяженностью территории. В истории культуры известны цивилизации различного типа: речные, морские, океанические, горные, степные, лесные, пустынные. Казалось бы, все это лишь природные факторы. Но от них существенно зависят организация жизни, хозяйственный уклад, тип жилища, способы сообщения, кулинарные технологии и верования. Такие понятия, как оседлость, миграция, бродяжничество, связаны с отношением к пространству.
Основателем геополитического направления в науке считают немецкого ученого Ф. Ратцеля (1844-1904). Он является автором ряда книг, в том числе: «Антропогеография» (1882), «Политическая география» (1897), «Море — источник могущества народов» (1900)1.
Представляют интерес некоторые положения его концепции. Любое государственное образование существует в рамках определенного пространства, осваивая его, закрепляясь на нем, извлекая из него все больше энергии. В этом выражается идея «экспансии жизни», преобразование нейтральной территории в жрюненное пространство, которым дорожат, к которому испытывают чувства любви и привязанности. Оно насыщено воспоминаниями о предках, легендами и мифами, создающими дух притягательного излучения, патриотизма или ностальгии.
Среди последователей Ф. Ратцеля можно назвать шведского историка и политика Р. Челлена (1864-1922), опубликовавшего в 1910 г. труд «Государство как форма жизни». Немецкий ученый Ф. Нау-манн выдвинул еще в начале XX в. теорию «Срединной Европы», объединения европейских народов на основе общности судьбы и пространства.
Английский ученый X. Дж. Макиндер (1861-1947), директор Лондонской школы экономики и политики, в докладе «Географическая ось истории» (1904) представил оригинальную схему будущего политического и культурного пространства мира: в центре находится Евразийский континент, а история вращается вокруг «осевого ареала» как зоны наиболее интенсивного влияния.
1 Дугин А. Основы геополитики. М., 1997.
Россия расположена на этой географической оси и может оказывать влияние на судьбы мира.
Эти идеи об особой роли России в истории были развиты русскими учеными, объединившимися в 1920-е гг. в эмиграции в общественное движение евразийства. Основателями этого течения были филолог Н. С. Трубецкой, лингвист Р. О. Якобсон, географ и экономист П. Н. Савицкий, музыковед и критик П. П. Сувчинский, историк культуры и богослов Г. В. Флоровский, историк и геополитик Г. В. Вернадский, правовед и политолог Н. Н. Алексеев, историк культуры и богослов В. Н. Ильин, историк культуры и философ П. М. Бицилли.
В разные годы к ним примыкали и другие деятели культуры, движение было неоднородным и распалось в середине 1930-х гг. Основные идеи были изложены в книге Н. С. Трубецкого «Европа и Человечество» (1920), а также в коллективных сборниках статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения» (1921), «На путях» (1922), «Евразийский временник» (1923-1927), «Евразийство: Опыт систематического изложения» (1926) и ряд других.
Основная идея евразийцев заключалась в обосновании неделимости России как самобытной культуры, определяющей магистральное развитие мировой истории. Благодаря своему геополитическому положению Россия органично соединяет европейские и азиатские элементы в культуре, преодолевая крайности тойи другой и превращаясь в «суперцивилизацию» особого рода. Знаменитое выражение П. Савицкого «без татарщины не было бы России» — ключевая формула евразийства. В создании Евразии сплелись воедино славянство, тюркское кочевничество и православная традиция. Историческая оседлость и степная стихия образуют уникальность культурного пространства России.
Концепция евразийства подвергалась критике, была в забвении. Но сейчас к ней вновь возник интерес, изданы почти все вышедшие в 20-е гг. книги. Это подтверждает «жизненность» многих идей и требует самостоятельного изучения. Можно только добавить, что известный этнограф и историк Л. Н. Гумилев назвал себя «последним евразийцем». Его книги «Этногенез и биосфера Земли» (1989), «Ритмы Евразии» (1993), «От Руси до России» (1992) и ряд других подтверждают актуальность этой проблемы.
Даже краткий обзор историографии изучения культурного пространства в отечественной и зарубежной литературе демонстрирует огромный интерес специалистов разных наук к этой теме, имеющей междисциплинарный и комплексный характер.
Киберпространство — новый тип реальности 51
В языках народов мира понятие пространства имеет много значений. Обобщенно можно назвать три наиболее распространенных подхода:
1) пространство как Вселенная;
2) пространство как Мир, в котором мы живем;
3) пространство как Воображаемый мир.
Космос — это Вселенная, Универсум, и проникновение в его просторы всегда было заветной мечтой человека. Рассуждения об инопланетянах лишь подтверждают желание человечества не быть одинокими во Вселенной. Как писал немецкий ученый Г. Лейбниц, многие миры могут существовать в разных местах, но «все их в совокупности следует считать за один мир, или, если угодно, за один универсум»1.
В религии пространство предстает как сверхъестественный мир, обладающий многими признаками реальности. Утопические проекты способны создавать иллюзорное пространство, придавая ему черты и топографию земных территорий: таковы Шамбала, град Китеж, Зазеркалье.
Искусство также «удваивает» действительность, населяя ее вымышленными героями, воспринимаемыми как вполне реальные. Проводятся даже специальные экскурсии по местам «жизни» персонажей из произведений Достоевского, Пушкина, Гоголя и других писателей.
Киберпространство — новый тип реальности
История мировой культуры убедительно свидетельствует об освоении человеком все более обширного пространства, о создании новых миров, которые трансформируются в новый тип виртуальной реальности.
Понятие виртуальной реальности сравнительно недавно вошло в научный лексикон и повседневную жизнь. Оно имеет ряд значений: как особая сфера информационной деятельности; как способ расширения диапазона познания; как средство моделирования возможных ситуаций; как сфера общения и межличностных контактов; как диалог культур и способ включения в мировое культурное пространст-
1 Лейбниц Г. Сочинения. М, 1989. Т. 4. С. 135. См. подробнее: Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 1. С. 191-194.
во. Все эти и многие другие аспекты изучения виртуальной реальности могут стать предметом специального исследования.
** Информационное общество, век электронных технологий, глобальная информационная сеть Интернет, виртуальная реальность, «цифровая революция» — таковы лишь некоторые признаки и новые контуры культурного пространства современной цивилизации. .
Еще совсем недавно о новой электронной эре дискутировали футурологи и их прогноз многими воспринимался как далекая утопия. Но скорость распространения новых информационных технологий превзошла все ожидания.
Американский социолог А. Тоффлер отмечал, что «шквал перемен не только не стихает, но все больше набирает силу. Перемены охватывают высокоразвитые индустриальные страны с неуклонно растущей скоростью. Их влияние на жизнь этих государств не имеет аналогов в истории человечества»1. Киберпространство включаете себя ареалы распространения языков общения, средства передачи информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий и сети Интернет. Киберпространство постоянно расширяется, включая в свою орбиту все новые регионы и социальные группы. Оно увеличивает интеллектуальные и эмоциональные ресурсы человека, его познавательные, творческие и коммуникативные возможности.
Киберпространство приобретает транснациональный характер, создает свободную зону в мировой культуре и цивилизации, независимую от пограничных кордонов, экономических пошлин, политических запретов и цензуры. Мощность информационных потоков стимулирует развитие культурных контактов, открывает возможность реального диалога с массовой аудиторией и одновременно создает ситуацию предельно индивидуального общения.
Поиск необходимой информации в национальных библиотеках мира, доступность архивов и фондов, знакомство и детальное изучение коллекций музеев разных стран, расширение круга личных знакомств и ускорение переписки посредством электронной почты — таковы лишь некоторые преимущества киберпространства. Моделирование виртуальной реальности средствами когнитивной графики создает новое представление о картине мира и альтернативных формах и путях развития ситуаций. Оно стимулирует художественное
Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 10.
творчество, порождая новые ассоциации и фантастические образы, развивая воображение и проектирование.
Возможности Интернета как глобальной «паутины» иногда сравнивают с великими географическими открытиями, содействовавшими сближению народов и культур. Владение информационным пространством приобретает значение «новой собственности», влияющей на мировое признание, общественный авторитет и лидерство.
Борьба за источники информации, за скорость передачи и принятия сообщений становится основой конкуренции в принятии экономических и политических решений. На этой основе создаются особые сообщества со своими правилами игры, ценностями, нормами, законами, стилем общения и символикой поведения.
s> Информационное пространство учит человека проводить в сжатые сроки мысленный эксперимент, моделировать многообразные варианты ситуаций в различных сферах деятельности и принимать оптимальные решения, выбирая для этого соответствующие средства. Искусственная реальность, созданная действиями оператора, позволяет наблюдать происходящие в ней изменения, проверять гипотезы и ставить эксперименты. .
Это находит применение как в естественных, так и в гуманитарных науках, в экономике и финансовом деле, политике и криминалистике, дипломатии и истории культуры, рекламе и искусстве.
В сфере художественного творчества виртуальная реальность населяет мир фантастичными образами, которые стимулируют воображение в создании новых музыкальных и живописных композиций, танцевальных сюжетов, литературных и поэтических форм.
Все это значительно активизирует интеллектуальную деятельность, заставляет искать альтернативные варианты, освобождает сознание от привычных стереотипов. Человек погружается в виртуальное пространство, сохраняя при этом все признаки «живого» общения и сопереживания, подключая эмоции и имитируя реакцию среды. Нередко возникает уникальная ситуация, абсолютно новая и ни на что не похожая, а поиск решений сопровождается ответственностью и риском.
Предстоит еще более обстоятельно изучить социальные, психологические и культурные последствия взаимодействия человека и ки-берпространства Возможно, что при этом обнаружатся как позитивные, так и негативные влияния на личность, ибо созданный виртуальный мир имеет чрезвычайно широкий спектр действий.
Известный итальянский писатель и публицист Умберто Эко во время посещения России прочитал лекцию «От Гутенберга к Интернету». На вопрос, является ли Интернет лишь инструментом, облегчающим работу и общение, или новой метареальностью, он ответил: «Вне всякого сомнения — это новая реальность. И сегодня мы не в состоянии предугадать, куда она нас заведет. Сейчас трудно об этом говорить, — продолжал У. Эко, — но не исключено, что развитие ки-берпространства будет иметь не только положительные, но и негативные последствия. С одной стороны, в странах, где у власти находятся диктаторские режимы, увеличение количества информации — это прямой путь к революции. С другой стороны, избыток информации не сулит ничего хорошего. Слишком много — это все равно, что ноль». «Раньше я шел в библиотеку, — вспоминал У. Эко, — рылся в каталогах, выписывал себе две-три книги по интересующей меня теме, нес домой и читал. Сегодня я лезу в Интернет и с одного-единст-венного запроса получаю десять тысяч названий. И что прикажете с ними делать? В подобной ситуации десять тысяч книг равнозначны нулю. Однако книги никуда не денутся», — заверил писатель1. Безусловно, пророчества насчет «смерти» книги сильно преувеличены. Они неоднократно возникали в истории, а книга продолжала жить и радовать людей. Дело заключается не просто в замене одного средства массовой информации другим.
Компьютер несет с собой новые культурные нормы, иные ментальные стереотипы и житейские привычки. Уже сегодня все чаше вместо привычного понятия «читатель» употребляется «пользователь» специальных программ, участник виртуального действия, которое может разворачиваться каждый раз неисповедимо и непредсказуемо по закону случайных чисел, как в лотерее. И это, несомненно, будет доставлять интеллектуальное удовольствие, как когда-то было наслаждением рыться в книгах, перебирать их на полках.
В Интернете есть все. Горячие новости и сенсации, столичные и провинциальные газеты и журналы, котировка акций на мировых биржах и процент по займам, курс валют на данную неделю и расписание международных рейсов. Не отходя от компьютера, можно назначить свидание и обсудить самые волнующие проблемы.
Компьютер меняет привычный ритм труда и отдыха, создавая особую зону то ли работы, то ли досуга. Но почти всегда «человек при компьютере» вызывает почтение и уважение. Оно сродни тому
Эко У. Спите спокойно, книги никуда не денутся // Известия. 1998. 20 мая.
священному трепету, с каким в недалеком прошлом относились к «человеку грамотному»1.
Споры о влиянии компьютеризации на социальную и культурную жизнь общества становятся все более напряженными и острыми, а восторженная эйфория сменяется серьезным обсуждением проблем. Уже сейчас выдвигаются на первый план вопросы законодательного регулирования использования Интернета, внесения соответствующих коррективов в авторское и международное право, запрета пиратства и плагиата, сбора и распространения компрометирующей информации и ложных сведений, проведения нелегальных операций.
Определенную трудность представляет исчисление экономических затрат, установление платы за услуги.
Неравномерность распространения Интернета в разных странах и районах, социальных и возрастных группах увеличит дифференциацию культурного уровня, различия между поколениями. Они будут жить в разных культурных мирах, использовать разные источники информации, иметь неодинаковые возможности для творчества. Интеллектуальные ресурсы одних групп будут развиваться быстрее других, и это создаст неравенство на старте профессиональной деятельности.
Особенно сложно прогнозировать влияние Интернета на моральные ценности и психологические установки личности, ее эмоциональную сферу. Самодостаточность и одиночество, замещение реального общения виртуальными контактами, возможность скрыться под маской анонима или создать вымышленный образ, вступить в игру и уклониться от ответственности — все эти новые грани человеческих отношений требуют обсуждения. В этих условиях возникают эмоциональные стрессы, дисгармония, драмы и конфликты, депрессия и неуверенность в себе, страхи и новые комплексы.
Широко обсуждаются медико-биологические проблемы, связанные с компьютеризацией: охраны здоровья, режима труда и отдыха, способы психологической защиты, коррекции зрения, снятия напряжения.
Под влиянием компьютеризации меняются личные предпочтения и интересы, ценностные ориентации и жизненные позиции, настроения и взгляды. Новая среда обитания в виртуальном пространстве, расширение сферы коммуникаций, изменение интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности оказывают влияние на процесс возникновения новой формы ментальности человека современной цивилизации.
1 Там же. С. 5.
Глава 3
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1646;