Основные илеи эволюционизма

В середине XIX в. в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Вначале они охватывают исследования в био­логии, этнографии, антропологии, истории культуры. Эволюция как 1 всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат. evolu-tio), плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социаль­ных или иных системах. Этот восходящий путь развития может че­редоваться с нисходящим, когда прогресс замедляется, тормозится различными обстоятельствами. Такое положение приводит к регрес­су, но это состояние временное, оно отражает лишь ступень в эволю­ционном развитии.

Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказа­лись очень привлекательными, ибо дали возможность восстановить «связь времен», опровергнуть мнение о том, что «прошлое должно быть оставлено в прошлом», показать зависимость современности от истории культуры. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов, эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь необходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты исполь­зовали дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различные страны мира, применяя при анализе истории культу­ры сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Это делало их сочинения увлекательным чтением не только для спе­циалистов.

Весьма привлекательными и гуманными были и теоретические идеи эволюционистов: единство человечества создает основу для всеобш-ности его культуры. При всем многообразии и самобытности культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных эле­ментов. Каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает ору­дия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, переда-

ют из поколения в поколение легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.

Все это составляет культуру, которая имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия. Всеобщность культурных форм че­ловечества как субъекта культуры, деятельного и творческого ее со­здателя стала самой популярной идеей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всюду они находили подтверждение этой идее. Народы обнаруживают несходство культур лишь в самобыт­ных, но не главных чертах. Поэтому все культуры не только равно­правны, но и равноценны, нет среди них высоких или низких, до­стойных или презренных — каждая ценна и уникальна.

Этот вывод звучал весьма гуманно и благородно. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на раз­ных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь в прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, обнаруживая в на­стоящем многие связующие нити.

В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбра­сывается полностью. Культура напоминает своеобразную «порис­тую» систему, сквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные элементы. Более того, культура современников находит «питание» многим идеям: народные методы врачевания подталкива­ют медиков к поиску местных лекарственных снадобий, способы ве­дения счета пригодны для обучения детей математике, знакомство с мифами и легендами обогащает духовную жизнь.

Появилось огромное число исследователей культур разных наро­дов, которые посвящали свои работы эволюции религии, эволюции семьи, эволюции собственности, эволюции морали и права.

Все это объясняет необычайную популярность эволюционизма, ибо он придал новый импульс развитию всех гуманитарных наук. Важно подчеркнуть, что новое научное направление складывалось преимущественно на основе этнологии и антропологии.

Термин «этнология» был предложен французским физиком А.-М. Ампером, который в 1830 г. разработал схему классификации антропологических и гуманитарных наук. В рамках этнологии начи­нает свое стремительное развитие культурология на основе изуче­ния истории культуры народов и этносов. В XIX в. популярность эволюционизма сопровождается организацией научных обществ, из­данием журналов и монографий. В Русском географическом об­ществе создается специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводятся этнографические экспедиции.

Книги европейских ученых переводятся на русский язык через два-три года после их издания. Идеи эволюционизма в России разделяли М. М. Ковалевский, Н. Н. Миклухо-Маклай, Л. Я. Штернберг и мно­гие другие.

Конечно, не стоило бы идеализировать значение эволюционизма. К концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось много кри­тических суждений по поводу прогресса в истории культуры, движе­ния от простого к сложному. Но все это не могло заслонить и умалить достоинств эволюционизма в его обосновании истории культуры.

Его идеи приобрели особую актуальность и интерес в наше время, когда возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, преодолении духовного кризиса, необходимость поиска истоков куль­турных явлений, ценности культур разных народов. Этим объясня­ется переиздание книг Г. Спенсера. Э. Тайлора, Д. Фрэзера, которые до недавнего времени были библиографической редкостью.

Эволюционизм привлекал многих ученых. Наиболее известными сторонниками являются: в Англии — Герберт Спенсер (1820-1903), автор книг «Основы социологии» и «Система синтетической фило­софии»; Джон Мак-Леннан (1827-1881), известный своими трудами «Первобытный брак» и «О почитании животных и растений»; Джон Лебок (1834-1913), изложивший свои идеи в книгах «Доистори­ческие времена, или Первобытная эпоха человечества» и «Начало цивилизации»; Эдвард Тайлор (1832-1917), получивший широкую известность как классик эволюционизма своими работами «Перво­бытная культура» и «Антропология»; Джеймс Фрэзер (1854-1941), шотландский ученый, автор многочисленных книг по истории рели­гии: «Фольклор в Ветхом Завете», «Золотая ветвь», «Мифы о проис­хождении огня», «Культ природы», «Вера в бессмертие и культ умер­ших» и многих других.

Названия многих книг свидетельствуют о преимущественных ин­тересах ученых. Для английских эволюционистов характерно уста­новление единства в развитии многих форм культурной жизни, осо­бое внимание уделяется истории брака, семьи, религии.

Весьма близок по своим взглядам к концепции эволюционистов американский ученый Льюис Морган (1818-1881), написавший кни­ги «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человече­ской семье», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев». Почти 40 лет жизни он посвятил исследованию индейских племен, изучая самобытный культурный уклад, собрал огромный и очень цен­ный исторический материал. Он внес значительный вклад в перио-

дизацию истории культуры, раскрыл историю семейных отношении и родства как всеобщей формы организации жизни, способствовав­шей объединению людей, созданию необходимых первичных, но весьма фундаментальных связей. Идеи Л. Моргана очень быстро приобрели популярность, оказали большое влияние на многих ис­следователей.

Известно, что книгу Моргана «Древнее общество», изданную в США в 1877 г., К. Маркс получил от своего русского друга, социо­лога М. Ковалевского. Почти год К. Маркс изучал ее. Об этом сви­детельствует сохранившийся подробный конспект книги. Очевидно, у него возник замысел написания самостоятельного исследования по истории общества, но это намерение не было выполнено. Ф. Энгельс после смерти Маркса осуществил этот замысел в книге «Происхож­дение семьи, частной собственности и государства». В 1891 г. при выходе 4-го издания книги Энгельс дополнил ее новыми данны­ми, опираясь на исследования М. Ковалевского. Такова судьба идей и книг.

Во Франции идеи эволюционизма приобрели широкую извест­ность благодаря трудам Шарля Летурно (1831-1902). Свои основ­ные идеи по истории культуры он изложил в книге «Социология по данным этнографии». Вслед за ней вышли работы, посвященные эво­люции различных форм культуры народов и их общественной орга­низации, среди них: «Эволюция морали», «Эволюция брака и семьи», «Эволюция собственности», «Политическая эволюция», «Юридиче­ская эволюция у различных человеческих рас», «Религиозная эво­люция», «Эволюция рабства» и ряд других. Почти все эти книги были переведены на русский язык и хорошо известны российской интеллигенции.

В Германии эволюционизм развивался в трудах Адольфа Бастиа-на (1826-1905), создателя Берлинского музея народоведения, автора трехтомного сочинения «Человек в истории», в котором представле­на история человеческого духа, умственного прогресса и психологи­ческого обоснования распространения новых идей, побуждающих народ к действию.

Теодор Вайц (1821-1864) сосредоточил внимание на разработке «Антропологии примитивных народов», считал особенно важным исследование не столько физических особенностей народов, сколько психологии, морали, интеллекта.

Несомненный интерес имеют труды Юлиуса Липперта (1839— 1909) — «Всеобщая история жречества», «Христианство, народные

верования и народные обычаи», «Культ душ в его отношении к древне­еврейской религии». Наибольшую известность имела его книга «Ис­тория культуры», в которой представлено систематическое изложе­ние эволюции культуры, где главной идеей выступает забота о под­держании жизни и благотворный труд на благо человечества.

Более подробно концепция эволюционизма в культурологии раз­работана в книге Э. Тайлора «Первобытная культура», а его творче­ский путь и основные идеи будут рассмотрены ниже.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 736;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.