Исход — первый опыт познания Имени
Назвав свое имя как «Я есмь», «Я присутствую», точнее, «Я буду (присутствовать)», Бог тем самым позвал Свой народ в путь за Ним. Только в этом пути можно познать, каков Бог на самом деле, иначе ответ «Я есмь Тот, Кто Я есмь» так и останется бессодержательным отказом ответить.
Откликнувшись на этот призыв Бога идти, народ сразу же испытал верность и истинность Слова Божия, обещавшего Свое Присутствие.Иэто Присутствие стало спасительным и освобождающим. Иначе говоря, в Исходе Бог начал раскрывать содержание Своего имени. Это был первый, а потому уникальный, но не последний опыт такого рода.
Обратимся вновь к истории Исхода, прочитав ее как историю раскрытия содержания Имени Божия.
С самого начала истории Исхода непрестанно повторяется фраза: «и узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх. 6, 7; 7,17; 8, 22; 10, 2; 16, 12 и др.). При этом нам обязательно нужно помнить, что за русским переводом Господь скрывается священная тетраграмма JHWH (Он есть, Он присутствует):
«... и вы узнаете, что Я — JHWH, Бог ваш».
Эта фраза обычно стоит после обещания какого-то конкретного деяния (имеется в виду или Исход в целом, или, например, одна из казней египетских). Интересно, что таким же образом говорится и о египтянах—врагах:
«Тогда узнают все Египтяне, что Я JHWH, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их» (Исх. 14, 4; ср. также 7, 5; 14, 18).
Вопрос 18
Притчи Валаама. Масоретский текст 17-19 стихов и перевод LXX. Свидетельства.
Числ 24:3-9 «И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. 9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!»
17-18 «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. 18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу [свою]».
Когда евреи, получив закон на Синае после долгих странствований по пустыням подошли к самой границе земли обетованной и расположились станом на восточном берегу Иордана, здесь они и получили новое откровение о грядущем Избавителе.
Царь Моавитский призвал месопотамского прорицателя Валаама, чтобы он проклял израильтян, но Бог обратил проклятие в благословение, и Валаам трижды произнес восторженные речи, в которых яркими чертами изобразил могущество израильтян, их славную судьбу и погибель их врагов. В них и содержится откровение о грядущем славном Царе израильтян. Это откровение вскоре сделалось известным израильтятнам, завлекшими по хитрому совету Валаама, в идолопоклонство, слышали от них о Валааме и хорошо усвоили столь возвышеные его притчи. Трижды царь делал так, чтобы склонить Бога на свою сторону под действием Валаама и трижды он произносил хвалебные притчи.
В третьей притче и содержаться предсказание о победоносном царе израильском, хотя полное раскрытие оно получило в 4-й притче, когда Валаам сам перед отправлением на родину.
Третья притча показана в 24:3-9 главе книги Чисел.
7 стих: 7 «польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его».
Славянскому тексту 7 стиха соответствует и оригинал LXX. Но в МТ находим здесь такое чтение, что соответствует нашему СП.
При рассмотрении ближе еврейского текста, мы можем обнаружить подлинное чтение : wy"ël.D"ämi ‘~yIm;’-lZ: - yi|zzal-maºyim miDDäºlyäw – «польется вода из ведр его» - «ведро»- сосуд для черпания воды (напр. Ис 40:15[16]). Эта фраза из кн. Чисел выясняется далее: ~yBi_r: ~yIm:åB. A[ßr>z:w> - «и семя его [будет] как великие воды». Следовательно, «вода» это семя или потомство Израиля, семя Израиля будет многочисленным, как обильная вода. Но греч. переводчики уклонились от буквальной передачи подлинника и нашли в этих словах указание на одного могущественного потомка Израиля, К-й «обладает языки многими».
Между LXX и MT есть существенные разночтения по этому отрывку.
«превзойдет Агага царь его и возвысится царство его». Здесь LXX вместо слова царя использует «царство его» (малькуто). А вместо собственного имени Агаг, читается Гог, что невозможно. Имя Агаг есть обычное имя амалекитских царей (примечательно, что при переходе через Чермное море первыми врагами, к-е встретили израильтян были амаликитяне), подобно тому, как фараон – царей египетских или авимилех – филистинских. Победа над Агагом указало на будущую победу добра над злом. «и возвысится царство его» означает царство Израиля , так как и раньше говорилось о «царе его» т.е. Израиля. Буквальное исполнение пророчества Валаама о возвышении царя израильского над царем амаликитян – можно видить во времена Саула, когда «порази Саул Амалика…и ят Агага, царя Амаликова, жива и вся люди изби » (I Цар 15:7-8).
А в 2 Цар 8:2: «И поразил Моавитян и смерил их веревкою..» о победе Давида и поражение идумеев в 3 Цар 11:15-16. То есть истребление врагов Израиля, моавитян и идумеев, совершилось во времена Давида, а победа над амаликитян – при Сауле.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 671;