Индивидуальное толкование.
Видят здесь одного пророка. Они понимают, что здесь есть указание на какого-то ветхозаветного великого пророка, причем в последнем видят прообраз Мессии. Разногласие касается только лишь вопроса о сходстве между будущим пророком и Моисеем и как далеко простирается это сходство. Тертуллиан, Киприан, Евсевий, Афанасий, Кирилл Иерусалимский, Августин, Златоуст, Кирилл Александрийский – говорили о Спасителе и Господе Иисусе Христе как о пророке подобном Моисею.
Хотя Раши, Абен-Эзра и др. понимали под этим пророком Иисуса Навина, хотя Ис Навин был назначен Моисеем преемником до самого откровения Числ 24:15-23, что нельзя употреблять будущее время по отношению к нему. И кроме того, ИС Навин был исполнитель предначертаний Моисея и хранитель закона Моисеева. Климент Александрийский поддерживал (.)-ку зрения, что Ис Навин был по пророчеству тем пророком, но и он был прообразом Иисуса Христа.
Есть и другие, кто видят Давида в «нави» или пророк Иеремия, но для таких точек зрения нет оснований.
Итак, коллективное толкование предпочтительно, что под словом «нави» можно понимать не одного пророка, а нескольких или всех пророков израильских, последним из которых является Мессия. Напр. слово «адам» употребляется вместо мн. числа «люди» Быт 4:1 в евр. тексте стоит ед. число «гадам»; напр. кн. Исайи и Наума начинается: «видение, еже виде Исайя…»; «мелек» «царь» также употребляется Втор 17:14-20 – все это коллективном смысле, как и слово «нави». Также оснований для этого служит ближайший контекст, где говориться о пророках. Причем, если говорить только о будущем Мессии, то все остальные пророки вычеркиваются из истории как ложные, чего невозможно. И если признать под «нави» одного пророка, то разрушается связь между 15-19 стт.
Вопрос 23
Втор 18:18 Значение новозаветных ссылок на данное пророчество (Ин 4:25; 5:46; Деян 3:21:24; 7:37; Евр 1:1-2)
Втор 18:18«18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему»
Ин 4:25: «25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все»
Так как самаряне в качестве своего священного кодекса признавали только Тору, а в Пятикнижии только содержится указание на Мессию, как на определенное лицо – именно в разбираемом откровении, то отсюда заключают, что именно это откровение послужило для самарян основанием ожидать Мессию; в подтверждении этого указывают на то, что последние слова самарянки о Мессии, что он «возвестит нам вся», почти буквально совпадают со словами откровения о пророке, подобным Моисею (Втор 18:18). Хотя нельзя точно сказать, что в словах указывается на пророчество Моисея, так как самарянка указывает «Мессию» или «Христа», что взято не из Втор. Самаряне, не признававшие пророков, следовавших за Моисеем, естественно должны были своеобразно понимать слова данного пророчества и ожидать одного пророк, будущего Спасителя.
Ин 5:46 : «46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне»
Возможно здесь Иисус Христос подразумевал Втор 18:18, но и м.б. также здесь пониматься все откровения о Мессии в Пятикнижии. Речь идет о вере в написанное Моисеем и следовательно имеется в виду такое пророчество, записанное Моисеем, в котором Мессия изображается именно великим Учителем, которому следует верить, а таким пророчеством и является Втор 18:18.Если согласиться с тем, что здесь И. Христос имеет в виду данное пророчество и под пророком понимает Себя, то ниоткуда не видно, что Он исключает всех других пророков; а если не исключается, то это подтверждает коллективное толкования слова «нави».
Деян 3:21-24:«21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. 22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. 24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии».
Как понимал приведенные слова пророчества ап. Петр? Можно думать, что под пророком, пришествие которого возвещает Моисей, апостол понимает И. Христа и указывает, что и другие пророки, следовавшие за Моисеем, так же, как и он пророчествовали о днях Мессии. И так как ап. Петр далее говорит о всех ветхозаветных пророках, то его понимание не отличается от нашего коллективного понимания. Он говорил о божественном посланничестве всех пророков, говоривших о Христе. И нет оснований думать, что из-за того, что Петр под «нави» понимал Иисуса Христа, нет оснований думать, что он всех пророков исключил из того круга, которого могла касаться речь Моисея. Для апостолов важен был смысл слова «нави», в котором понимался Иисус Христос, Который являлся завершителем дела пророков.
Деян 7:37: «37 Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте».
Стефан тоже понимается под «Пророком» Иисуса Христа. К Нему это пророчество относится, в Нем оно исполнилось в полной мере, но не исключаются и другие пророки как прообразы этого пророка
Евр 1:1-2 : «1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Апостол Павел ставит Иисуса Христа в один ряд с пророками, считая завершителем их дела. Это обетование о далеком Мессии относиться к тому поводу, по которому оно дано: обетование о будущем явлении Мессии не могло сдерживать в народе израильском настоящих его стремлений проникнуть в тайны природы и Бога, а если эти стремления не находили удовлетворений в настоящем, они неминуемо должны вести слабый народ на путь языческих верований.
Вопрос 27.
Он призван от утробы матери: Ис.49.1,5. (Вспомним призвание от чрева пророка Иеремии). На нем лежит особая миссия в качестве оружия Божия: см. Ис.49,3 (об имени Израиль здесь употребившемся см. далее). Он исполнен Духа Божия: Ис.42,1. Его уши отверсты: Ис.50,4-5. Уста его остры как меч: Ис.49,2. Он должен принести на землю суд: Ис.42.1,3. Он призван с учительной миссией – научить людей: Ис.42,4; 50,4. Он получает Откровение: Ис.50,4-5. Его миссия – возвестить знание Истинного Бога Израилю и всем народам: Ис.49,5-6. При этом он делает свое дело тихо и не заметно: Ис.42,2-3. Принимает оскорбления и поношения: Ис.50,6; 52,14; 53,3. Он не сдается, потому что его опора Сам Господь: Ис.49,5 («Бог Мой – сила Моя»); 50,7 («Господь Бог помогает Мне»); 50,9 и т.д.
Тем не менее, народ воспринимает его как преступника и обрекает его на наказание и казнь: Ис.53.4,8,9.
Он был Ходатаем и Искупителем за грехи народа и людей: Ис.53.4-5,8,12.
Господь принимает его умилостивительную жертву за грехи ради всеобщего спасения: Ис.53.6,10-12.
Исполнившаяся миссия Раба Господня приведет к тому, что вокруг него соберутся спасенные: Израиль и язычники. И, не смотря на жертву, он станет свидетелем всеобщего спасения, которая совершится через его миссию.
Схема «Раба Господа» или «Слуги» используется для выявления собственной миссии Израиля. И, следовательно, мотив «Слуги Господа» нужно рассматривать в связи со всей историей Израиля, вехами которой постоянно оказываются грандиозные фигуры подлинных «Слуг Божиих» (ср. Авраам: Быт 26,24; Моисей: Исх 14,31; Давид: 2 Цар 3,14; благочестивый израильтянин: Пс 85,2; а также весь народ), облеченные некой особой миссией по отношению к прочим.
Именно анонимность «Слуги», а также то, что он превращается в модель, и раскрывает нам истинный смысл отношений Бога и человека, верующего и Божьего народа. Именно поэтому ценность этой схемы не зависит от исторических обстоятельств, в которых автор данных песней ее применил, и именно это делает ее схемой, открытой… для главной фигуры «Слуги»: Иисуса из Назарета.
Кто же этот Раб Яхве? Некоторые полагали, что речь идет о ком-то из персонажей Библии, и указывали то на Моисея, то на Иова, то на Исайю и т. д.
Пожалуй, имеются некоторые основания отождествлять его с Иеремией и возможно, что некоторые черты великого образа Анафофского пророка послужили в качестве образца автору песен Раба. Как Иеремия, Раб поведал нам о своем мучительном опыте, о неудачах своего служения, о чередовании в его душе упования и упадка духа (Исход, гл. 49, ст. 1 слл.; гл. 50, ст. 4 слл.). Но есть и большое различие между Иеремией и Рабом. Раб, посредник между Богом и людьми, сам предлагает себя как искупительную жертву. Ничего подобного нет в книге Иеремии.
В некоторых местах Книги Утешения (например, гл. 41, ст. 8) израильский народ назван Рабом Яхве и кое-кому из толкователей это дало повод говорить, что автор песен Раба вывел перед нами израильскую общину, страдающую и искупляемую Богом.
С этим мнением трудно согласиться, поскольку в главах, только что нами рассмотренных, Раб представлен новым Моисеем, которого Яхве призвал учить Закону и религии, которые он открыл, устанавливая «Завет Народа» (гл. 42, ст. 6). Последнее выражение взято в самом широком смысле, без его ограничения пределами только Израиля. Раб будет вместе с тем «Светом Народов», чтобы спасение Яхве распространилось на весь мир. Он будет возвышен и превознесен. Сами цари, в некоторых отношениях ему равные (гл. 53, ст. 12), замолкнут ради него. Его позорная смерть не помешает его делу, ибо он воскреснет. Его потомство пожнет плоды его жертвы и разделит с ним его великолепную награду.
В конечном итоге, приходится остановится на том, что только Божьим вдохновением можно объяснить появление этого замечательнейшего синтеза, получившего свое совершенное осуществление только во Иисусе Христе.
Евангелисты показали это во многих местах: Еванг. от Матфея, гл. 12, ст. 18-21; Еванг. от Луки, гл. 22, ст. 37; Еванг. от Иоанна, гл. 12, ст. 38 и т. д.
(Книга пророка Исайи // Символ. Париж, 1986. № 15, июль. С. 140).
Основные варианты экзегезы 4-х гимнов Исайи о Рабе Яхве:
1) Отрок Яхве – коллективное лицо:
а) Весь Израиль; б) Идеальный Израиль – Израиль в своем призвании Богом; в) Праведники Израиля, либо также священники и пророки в целом.
2) Отрок Яхве – индивидуальное лицо:
а) Для различных текстов песней о Рабе Яхве свое лицо: им может быть пророки Иеремии, Исайя, также цари Езекия, Озия, Иосия, Иехония. Также Зоровавель, Неемия. Даже и царь Кир. Для, например, Ис 53,1-11; 63 – тот или другой народный вождь эпохи Маккавеев.
б) Это идеальный образ учителя-миссионера. Например, в Ис 53,1-11 указана живая и конкретная личность Елеазара (2 Макк 17,18-31).
в) Идеальная личность учителя и служителя, которая неизвестна. Это последнее граничит с мессианской интерпретацией этих гимнов.
Вопрос 28. Израиль = Отрок Господень = Раб Господень. Впервые якобы отождествляется в 41:8 и подразумевается как коллективное лицо во всех других главах Ис. Но в строгом смысле Израиль не является синонимом народа Божия. Ибо Раб Господень – это безгрешная конкретная личность и невинная жертва: За преступления народа Моего претерпел казнь (53:20). Как может народ претерпеть казнь за народ!? Мессия – образ благочестивого Иакова – Израиля (1 – ой личности), а не нечестивого Израиля! Налицо посредническая миссия Отрока Господня. Сам народ не может быть посредником восстанавливаемо с ним завета. Отрок Господень возвестит народам суд и он будет светом для язычников, а народ Израильский - свидетель Божий, распространитель просвещения усвоенного им от Бога через Отрока (подчеркивается активность Личности Отрока Господня и пассивность народа). Благочестивый Израиль в плену – прообраз Мессии, а все жертвоприношение – прообраз страданий Мессии. Отрок Господень = Идеальный Израиль, но Отрок Господень – пророк, призванный дать миру реальное воплощение откровения Божия. Если Отрок – абстракт, который подразумевает страждущий Израиль – тогда с психологической точки зрения налицо несостоятельность пророчества Ис. В провозвестии закона Израилю всегда нужна была живая осязаемая личность, а нет абстракт. Отрок Господень = праведники, но весь народ нуждается в спасении, которое осуществляет Отрок по милости Божией, никем из людей не заслуженным, и лучшая часть народа спасается вместе с худыми. Никакой праведник не может страдать за свои грехи, не страдая за свои собственные. Отрок – предмет проповеди пророков и их исполнение.
Вопрос 29. Раб Господень – историческая личность.Кир = Рабу Господню как посредник в освобождении Израиля из плена, но Кир – из плена физического, а Отрок – из плена духовного. Кир – победитель грозный, Отрок – кроткий духовный просветитель, он царственный пророк, посредник, страдалец и священник. Моисей и Иеремия = Раб Господень, но первые праведностью своею свпасли только свои души. Раб Господень – победитель смерти (Ис. 53). Пророки и цари согрешали и были наказуемы за свои грехи (Иехония), а О. Г. безгрешен и страдает за грехи других. Цари царствовали посредством авторитета закона Моисеева, а О. Г. – спасение Сиона правдою, а не законом. Зоровавель – бледный прообраз Р. Г., его смерть не носит искупительного характера. Раб Господень – современная историческая личность, но это та личность которая объединяет в себе образ раба и образ царя в идеальную теократическую личность (Давид и Соломон) как прообраз будущего Мессии. Унижение Рабсаком Иеговы при Езекии. Но Ис. говорит о тщетности языческих божеств, а страдание народа ведет к его славе (прообраз - первообраз).
Вопрос 30. Иудейский Мессия из рода Давида. Давид и Соломон = богатство и сила царя + образ раба. В их лице царственность уступает место нравственному идеалу, заботе о нравственно – религиозном воспитании народа (= пророческая роль). Священнические полномочия царей не дозволялись законом. Только Мелхиседек – прообраза будущего соединения царских полномочия и священства. Во времена Ис. Образ царя совмещал в себе осуществление последним рабского служения, характер пророческой учительности, пастырское делание и страдание ради общественного блага. Мессия = великий пророк = вечный священник по чину Мелхиседека – победитель зла и семени змия, священник, приносящий очистительную жертву по образу В. З. священства, навсегда победивший зло. Христианский вариант: Раб Господень – Иисус Христос. Для того, чтобы получить возмездие за грех, человеку самому необходимо понести наказание, либо перенести его на жертву – заместителя – умилостивительную жертву ( = прообраз Христа, понесшего на Себе все грехи мира…). Но в Ев. Господь избегает раньше времени говорить о своей смерти. Изгнание Христом злых духов и исцеление больных = Ис. 53: взял немощи наша… В Деяниях Христос прямо называется Отроком Божия, ап. Павел говорит о уничижении и о кресте Христовом как основы Его славы (зрак раба приим…. В Филип. 2, 6 – 11. В 1 Ин. 3:5 – искупление безгрешным Христом грешного человечества.
Вопрос31.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 644;