Четвертая притча, 17-18 стихи
Здесь могущество царя описывается еще более яркими чертами. В стихах 15-16 вступление:
1) В МТ «я вижу» ‘WNa,’r>a´er´eºnnû,, а в LXX - «я покажу ему - dei,xw auvtw/|»;
2) В МТ «смотрю на него»WNr<ÞWva]´ášûreºnnû , а в LXX – «ouvci. nu/n makari,zw» «теперь восхваляю»;
3) МТ – «близкий» bAr+q' qärôb , а в LXX – «ouvk evggi,zei» - «не приближается». Здесь явное преимущество МТ, в котором вполне соблюден поэтический параллелизм, требующий, чтобы в двух параллельных членах строфы употреблялись близкие по смыслу выражения;
4) МТ – используется «шебет» ‘jb,ve’(см. выше) «скипетр, жезл», а в LXX - a;nqrwpoj «и восстанет человек от Израиля»;
5) СП – «разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых», а в LXX – «и погубит князи моавитские», а в МТ – вместо «князей» стоит «стороны» yteäa]P;Pa´átê – «означает обе стороны», «обе конца»;
6) LXX – «ограбить (pronomeu,sei) вся сыны Сифовы», а в МТ - rq:ßr>q;qarqar – «сокрушить», Слав. «пленить»;
7) СП «сына Сифовы», а в МТ - «сыны смятения» tve(-ynEB. - Bünê-šët ;
8) Сеир – есть страна идумеян (Числ 20:14-21 о б отношениях израильтян и идумеян, последние отвергли дружбу), а в LXX – стоит имя родоначальника их «Hsau».
Вопрос 19
Числ 24:17-19 Значение образов «кокаб» - звезда и «шебет» - скипетр. Различные толкования слова «шет»
Звезда и жезл
Валаам видит «не теперь» и «не близко», а видит славного царя израильского, которого называет звездой и жезлом, ясно сознает, что видение это относиться к весьма отдаленному будущему. Звезда служит образом славного, блестящего царя или ряда царей, которые произойдут от Иакова и будут царствовать над ним. Звезда – столь естественный символ славы и великолепия какого-л. лица, особенно царя что она употребляется в этом смысле почти у всех народов, и у древних было такое, что рождение и вступление на престол великих царей возвышается появлением необычайных звезд.
Первое , что можно сказать о слове «шет», это собственное имя патр. Сифа, так и передает LXX. В сирийском, латинском, самаританском; и таргум Онкелоса, вероятно понимал, это слово как собственно в имени патриарха Сифа.
Под «всеми сынами Сифа» действительно должны разуметься все люди, так как после потопа остались только потомки Ноя сифиты, но оно столь неправильно.
Почему Сифа, а не Адама и Ноя? Против перевода «шет» именем патриарха Сифа говорит параллелизм речи. Далее у Валаама упоминаются идумеяны (Эдом и Сеир) странно, что он не сказал о всех людях раньше.
В Иер 3:47 и в Ис 17:12 находится слово «шет» от слова «шуметь, бушевать», где многочисленные народы сравниваются с шумом воды. Так и здесь может это слово усвоить значение шума, особенно «военный шум» или «смятение». Отсюда можно предположить, что моавитяне издревле носили у евреев прозвище «сыны шума».
Есть еще неудачные попытки объяснения: 1) некий царь Шет, царь моавитян; 2) или славное какое-то место; 3) другие читают вместо «шет» - «вет» - (от гл. поднимать), -гордость, высокомерие- «сыны гордости»; 4) новые толкователи производят это слово от гл «пить» - пьяница.
Исполнение пророчества Валаама в его буквальном и отдаленном смысле. Мессия – звезда от Иакова (иуд. предание в таргумах, свв. Отцы. Паримия на Р.Х.) (Числ 24:3-9, 17-18), Ап 22:16.
Буквальный смысл этой притчи: прорицатель видит в будущем возвышение славного царя израильского и победу его над врагами своего народа. Исполнилось это видение преимущественно на Давиде, но в образе звезды и жезла, надо видеть ряд победоносных царей народа еврейского как бы олицетворенных в одном образе.
Но в более отдаленном смысле здесь говориться о самом величественном царе , который победит всех врагов. Это мессианское место. Церковное предание видит в звезде и жезле Мессию.
Иудейское предание
Таргум Онкелоса –в стихах 17-18 имеет фразу «…как восстанет царь из дома Иакова и помазуется Мессия из дома Израилева и убивает князей Моава и господствует над всеми сынами человеческими…».
Иерусалимский таргум –отличается от вышеприведенного лишь вместо «помазуется Мессия» стоит «спаситель и владыка», а вместо «господствует над всеми сынами человеческими» стоит «уничтожает всех сынов востока»;
Ионафанов таргумдает самый большой перифраз, где открываются ожидания Мессии, борца, к-й должен покорить всех, даже Константинополь, Кессарию.
В этих таргумах, особенно в третьем отразились мечты евреев, ожидающих Мессию – завоевателя, к-й опустошит весь еврейский мир, истребит всех врагов и на трупах христиан создать еврейское царство.
Св. Отцы
Св. Иустин мученик:Моисей изображает здесь Христа, как звезду, происходящую из рода Аврамова;
Св. Ириней Лионский, Ориген, Афанасий, Евсевийтакже понимали данное место.
Паримия
На вечерни рпаздника Рождества Христова мы слышим ее из кн. Числ 24:3-9;17-18, этим показывается, что Иисус Христос, родившийся от Марии Девы есть та «звезда от Иакова и жезл от Израиля».
В Апп 22:16: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя», говорит о Себе Господь, а в 2 Петр 1:19 он называется денницею. А звезда, явившееся мудрецам была действительным явлением, причем она только указывала место и время, где и когда родиться Господь. Звезда Валаама была сама символом этого царя, наряду с жезлом от Израиля.
Вопрос 20
Вт 18:18[17]. Откровение о пророке подобном Моисею. Обстоятельства и время сообщения откровения народу; его ближайший контекст (стт 9-14, 15-19, 20-22)
«18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему»
«profh,thn avnasth,sw auvtoi/j evk tw/n avdelfw/n auvtw/n w[sper se. kai. dw,sw to. r`h/ma, mou evn tw/| sto,mati auvtou/ kai. lalh,sei auvtoi/j kaqo,ti a'n evntei,lwmai auvtw/|»;
`WNW<)c;a]rv<ïa]-lK' taeÞ ~h,êylea] rB<ådIw> wypiêB. ‘yr:b'd> yTiÛt;n"w> ^Am+K' ~h,Þyxea] br<Q<ïm ~h,²l' ~yqIïa' aybi’n"
näbî´ ´äqîm lähem miqqeºreb ´áHêhem Kämôºkä wünätaTTî dübäray Büpîw wüdiBBer ´álêhem ´ët Kol-´ášer ´ácawweºnnû
Итак, Моисей от лица Божия перед вступлением в обетованную землю строго заповедует израильтянам не подражать тем мерзостям, которые они увидят у ханаанских своих соседей (ст 9), не подрожать тем мерзостям, которые перечисляются (см. ссылку). Моисей указывает на громадную разницу между язычниками и избранным народом, разницу, коренящуюся в особом завете между Богом и народом израильским и делающую неизвинительным для последних подражание языческим народам. Бог обещает воздвигнуть пророка и смертную казнь лживому пророку (20 ст). И кроме того, евреям дан способ определения истинного пророка (20-22 ст). Это контекст данного откровения.
Что касается текста, то важно выяснить, содержит ли он откровение о грядущем Мессии? Но до этого, важно установить, что пророчество дошло до нас в неповрежденном виде. Славянский текст полностью передают LXX, который не так сильно разниться с MT.
Единственное число в тексте говорит о том, что Моисей обращается к народу евр., как одному собирательному лицу, почему глаголы и местоимения, к нему относящиеся, стоят 15-16 стихах в единственном числе, хотя и так есть отступления ко множественному числу: «слушайте». В LXX есть отличие от МТ в числе. Но все-таки МТ есть подлинее, чем другие варианты текстов[18]. Бж. Иероним делает точный перевод евр. текста на латынь, хотя есть незначительные отступления, не влияющие на смысл: «когда было собрано собрание»; 17 ст – «они все хорошо сказали»;последние слова – «я буду мстителем».
Из контекста ясно, что Бог воздвигнет пророка, подобного (но не равного) Моисею. Которого еврейский народ должны слушать, ибо он будет изрекать волю Господа. Перед пророком народ должен нести свои обязанности – слушать. А обязанность пророка – говорит от лица Бога, а не от себя. Если он будет лгать, то повинен смерти.
Итак, ученые подтверждают неповрежденность современного еврейского текста Вт 18:9-22.
Вопрос 21
Втор 18:15 слл толкование слов и выражений текста откровения. «Нави» пророк. Его происхождение и назначение. Обязанность пророка и его слушателей.
«15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте»
Итак, Моисей ведёт здесь от своего собственного лица речь, но исполнителем обетования о будущем пророке является Сам Бог: «пророка восставит тебе Господь Бог твой». Здесь евр. слово קוּם «вставать» значит: «поднимет, воздвигнет, поставит или пошлет». Короче говоря, Израильтянам не нужно будет обращаться к чужим пророкам: Бог пошлет им пророка из них же самих, т.е «из среды» - из внутренности, изнутри.- «миккерев». Что касается слова «братьев» - אַחים«ахим» здесь имеется в виду не только по плоти, т.е. родственников, но вообще из народа еврейского, из ближних.
Следовательно, пророк Божий будет не чужим, не пришельцем, а родным, принадлежащим к тому самому народу, руководить которым он будет призван[19].
Почему Моисей сравнивает будущего пророка с собою, потому что израильтяне еще очень мало были знакомы с пророческою деятельностью и первый пример пророка они видели в Моисее. Он и делает себя примером для их понимания, кого именно они должны ожидать в будущем. В тексте и использует сравнительный союз כְּ в растяженной форме «кэмо» или «камо» т.е. «как я» - как Моисей. Пророк будет подобен Моисею передавать откровения Израилю, сообщаемые от Бога, будет провозвестником воли Божией среди своего народа и потому народ должен повиноваться ему, так как через него говорит Бог.
В ст 15 «Его слушайте» תִּשְׁםָעוּן אֵלָיו–слушайте будущего пророка, а не обманщиков, которых слушают язычники. Кроме того, гл. «слушать» выражает не только физического действие, но и подчинение тому, что говорит и кто говорит (ср. Исх 24:7)[20]
Итак, слово נָבִיא «нави» (пророк) столько часто встречающееся в ВЗ, производят от обще-семитского корня «нава», который в первоначальном значении употреблялся, вероятно, в «журчании» (нават араб. «легкий шум»), а затем получил переносное значение «говорить» (ассир. Наву «звать», «возглашать», сабейское «обещать»; затем араб. «навва», значит «лаять» , эфиоп. - «ворчать»). Отсюда слову нави придают первоначальное значение оратор, отсюда «глашатай, проповедник, пророк». В последнем смысле это слово стало техническим для обозначения провозвестников воли Божией, являющихся время от времени среди избранного народа Божия. «Нави» - это пророк, избранный Богом, просвещаемый и вдохновляемый Им, говорящий и действующий под непосредственным воздействием Божием, сообщающий людям Божию волю и Божии откровения, касающиеся иногда и будущих, даже отдаленных событий. Это последняя сторона и отличала пророка от всех других людей. LXX передали это слово prof/th~ «пророк», предсказатель, отсюда это имя перешло и в лат язык, а от него ко всем христианским народам. Главная существенная сторона деятельности пророка – это сообщение людям воли Бога. (ср. Исх 7:1)[21].
Ст. 16-17 дается напоминание о том, как заключался завет на Хориве, где Моисей был посредником между Богом и народом, по просьбе самого народа. Это напоминание для того, чтобы отсеять лишние сомнения у народа. Во исполнение просьбе народа Господь обещает послать народу израильскому пророка из его собственной среды. При Синае Моисей был посредником, а теперь Бог обещает другого пророка, подобного ему.
Вопрос 22
Вт 18:18 слл. Различные объяснения откровения (варианты коллективного индивидуального толкования) и его смысл, вытекающий из повода, цели и обстоятельств его сообщения.
Ст 18 повторяет слова, которые сообщил Моисей народу, с небольшим различием. Там говориться, что пророк будет «из среды тебя, из братьев твоих» (миккирбэка меахейка) , а здесь эти два параллельные выражения сливаются в одно: «из среды братьев их» - что абсолютно одинаково.
Ст. 18-19 говорят об обязанностях пророка и народа. Пророк должен сообщать волю Божию, а народ должен его слушать. Уста пророка будут выражать не собственные мысли и чувства пророка, а будут служить органом Божественной воли, будут произносить то, что Бог благоволит сообщить людям. Но пророк не будет бессознательным, невольным, слепым исполнителем Оли Божией. Бог наоборот будет возвышать ум, чувство и волю пророка. Делает их способными проникнуть в божественные планы, видеть их высоту и совершенство, и недостатки окружающих пророка людей. В таком состоянии слова пророка будут выражать волю Господа, но пророк не должен искать свои интересы и спускаться с неба на землю. Т.о. будущий пророк будет продолжателем деятельности Моисея и люди должны слушать его. Т.е. волю Бога.
Ст. 20-22 угроза самому пророку, если он решиться говорить от имени Божия то, что или чего Господь не повелел ему или осмелиться пророчествовать во имя иных ложных богов.
Как же исполнилось пророчество? Кого нужно понимать под великим пророком?
Мнения разные.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 651;