Глава четвертая. Современное будзюцу
Хоть суждено сменить сандалии,
Свой путь мы будем продолжать
Окакура Какудзо
Батто‑дзюцу
Многие классические школы отличает иай‑дзюцу , искусство извлечения меча из ножен, но подобное искусство там предпочитают именовать батто‑дзюцу . Выражение «батто‑дзюцу» равносильно по значению иай‑дзюцу, но в нем сильнее звучит сам мотив «стремительной атаки» на противника. В сочетании с практикой тамэси‑гири , искусства испытания рубящей силы клинка и умения им пользоваться, батто‑дзюцу и составляет существо реального боя.
Создание в 1873 году Тоямой Гакко специальной школы для подготовки воинских кадров привело к образованию в 1925 году Тояма‑рю. Среди воинских предметов данного рю имелся и гунто сохо , иначе способ обращения с армейским мечом. Гунто сохо, или же иай из Тояма‑рю, как еще чаще его именовали, впитал опыт многих кэнси (опытных мечников), особенно владеющих техникой тати‑иай из Омори‑рю, то есть обнажения (и использвания) меча в положении стоя. Иай из Тяма‑рю включает семь техник. Все они являются действенными методами мгновенного умерщвления противника.
Накамура Тайсабуро (родился в 1911 году) является специалистом в изучении воинских искусств школы Тояма‑рю; он владеет гунто сохо, дзюкэн‑дзюцу и таккэн‑дзюцу (искусством владения коротким мечом). Он также является ведущим наставником классического иай‑дзюцу и таких современных дисциплин, как кэндо и дзюдо. Тридцатилетняя работа увенчалась созданием собственной школы Накамура‑рю, где главным предметом является батто‑дзюцу.
Теория и техника
Накамура сознательно выбрал для классификации собственной системы обращения с мечом наименование дзюцу , чтобы сохранить свойственное этой системе достоинство и воинский дух. Поэтому в его формах обучения преобладает практическая жилка, и нет специальной попытки облагородить их посредством причудливых философских концепций. И все же самому строю обучения в данной школе присущ положительный духовный заряд.
Батто‑дзюцу из Накамура‑рю черпает этот духовный заряд из того, что именуют обычно эйдзи хаппо , дословно "воплощением восьми черт каллиграфии (сёдо ) в иероглифе эй — вечность". Но здесь присутствует и более глубокий, буддийский иносказательный смысл для обозначения цифры «восемь», то есть «мириады»; поэтому и выражение «эйдзи хаппо» означает также «мириады иероглифа вечность». Это особое значение говорит о бесконечном многообразии форм иероглифов, которые могут выйти из‑под кисти каллиграфа, и в своем приложении к батто‑дзюцу Накамуры оно предстает как хаппо‑гири но тосэн , иначе «мириады образов (траекторий меча) для ударов».
Практичность элементов из Тояма‑рю побудила Накамуру включить их в программу собственной школы боя на мечах. Как и в приемах иай из Тояма‑рю, в батто‑дзюцу Накамуры была также полностью исключена позиция сэйдза (обычная японская стойка в положении сидя); все приемы исполнялись из положения стоя. Накамура расширил пять стандартных камаэ (боевые стойки) современного кэндо: тюдан‑но камаэ (средняя стойка), гэдан‑но камаэ (низкая стойка), дзёдан‑но камаэ (высокая стойка), хассо‑но камаэ (исходная стойка) и ваки‑но камаэ (боковая стойка) — до восьми, создав левый и правый варианты стандартных положений кэндо, таких как дзёдан, хоссо (хаппо) и ваки‑но камаэ. Восемь техник удара, именуемых хаппо‑гири, довершают весь арсенал технических средств батто‑дзюцу Накамуры, как бы дословно выполняя требования самого выражения «эйдзи хаппо»; но опираясь на эти основные приемы, опытный наставник свободен импровизировать в пределах, допустимых буддийским представлением о восьмерке как мириаде.
Батто‑дзюцу, как учит Накамура, не является сугубо искусством умерщвления; но, с другой стороны, оно не допускает, чтобы последователь батто‑дзюцу был убит, когда ему придется столкнуться с противником в бою. Батто‑дзюцу Накамуры следует классической концепции бу , всегда трактуемой как оборонительная. Задача системы Накамуры состоит в том, чтобы обеспечить средства для сэйсин танрэн , иначе «духовной закалки» личности. В процессе обучения последователь батто‑дзюцу из Накамура‑рю совершенствуется как духовно, так и физически, и тем самым облагораживается его собственный характер. В свое обучение он должен вкладывать все кокоро (сердце, ум, дух, сознание). Являясь духовным аспектом собственного "я", кокоро позволяет обучающемуся подготовить себя к суровой дисциплине занятий. Кокоро освобождает его ум от отвлекающих мыслей и позволяет сосредоточить собственную энергию на предмете обучения. Сэйган‑но камаэ , боевая исходная стойка, напоминающая тюдан‑но камаэ из кэндо, но отличающаяся от последней тем, что в первую очередь угрожает глазам соперника, является, согласно Накамуре, "выражением душевного [кокоро ] состояния обучающегося". Такому опытному наставнику, как Накамура, она говорит об умственному состоянии и степени владения мечом его обладателя.
Но какого духовного совершенства мы бы ни достигли практикуясь батто‑дзюцу из Накамура‑рю, и какой уровень мастерства в исполнении хаппо‑гири мы бы ни приобрели, отсутствие возможности испытать свое умение на практике, полагает Накамура, превращает само искусство в бессмысленное занятие, зацикленное на самом себе. Поэтому он полагает, что частое использование практики тамэси‑гири (проверка силы удара) является необходимым дополнением к занятиям батто‑дзюцу. Достаточно поупражнявшись в ударах по целям из бамбука и рисовой соломы, последователи батто‑дзюцу могут оценить свое физическое умение с практической точки зрения; подобная практика выявляет степень овладения такими необходимыми основами, как правильный выбор камаэ и ма‑ай (боевая дистанция) и умение сконцентрировать силу удара меча движением рук.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 686;