Японские методы управления качеством
В 50-х годах нашего века весь мир восхищался американским управлением, суть которого заключалась в умении создать систему, соответствующую условиям конкретного производства и окружающей среды. Главной задачей руководителя объявлялось умение управлять системой, то есть перестраивать ее в соответствии с меняющимися условиями. Предполагалось, что, создав систему, можно поставить человека в такие условия, когда он заинтересован и способен действовать в интересах предприятия. Все это признается японскими менеджерами и сегодня. Но кроме внешнего воздействия на человека через систему представляется не менее важным прямое воздействие на его сознание - идеологическое управление. Именно идеологическое управление особенно необходимо, когда речь идет о качестве продукции. Почему?
Во-первых, материальное и моральное стимулирование предполагает оценку результатов деятельности. Оценка должна производиться кем-то посторонним по отношению к работнику. Но всегда ли это возможно, если речь идет о качестве продукции? Далеко не всегда, потому что многие свойства продукции невозможно оценить внешним осмотром, они могут проявиться только через несколько лет эксплуатации. Лозунг “Совесть - лучший контролер” очень глубокий по своей сути. Только, к сожалению, объявив правильный лозунг, мы мало сделали, чтобы реализовать эту идею. Если удается так убедить, воспитать человека, что он независимо от чьей-то оценки и последующего стимулирования хочет и умеет хорошо работать, то можно быть уверенным в высоком качестве продукции.
Во-вторых, постоянное изменение проекта продукции и технологии ее производства и технических средств не позволяет с такой же скоростью изменять детальные стандарты, технологические и организационные инструкции. Поэтому сегодня невозможно дать работнику набор таких готовых решений, чтобы ему оставалось только добросовестно их исполнять. Приходится значительно расширять пределы самостоятельности работника любого уровня. В этих условиях выбор наиболее рационального решения во многом зависит от внутреннего стремления работника к созданию безупречно качественной продукции. Выработка идей, понятных работникам предприятия, и умение сделать эти идеи собственным убеждением работников становится не менее важной задачей руководителя, чем управление системой. Сам человек попадает в разряд целей управления. Система при этом должна быть такой, чтобы не столько заставляла работника делать то, что необходимо, сколько создавала условия, не препятствующие его стремлению к производству высококачественной продукции.
«Японские корпорации больше склонны полагаться на людей, нежели на систему. Американские корпорации, наоборот, больше полагаются на систему», - пишет по этому поводу Тоехиро Коно (12).
Один из создателей японской системы управления Коиоскэ Мацусита разработал на своей фирме “Мацусита дэнки” фирменный кодекс поведения. Усваивая фирменный кодекс поведения, вновь нанятые работники посещают занятия, где им внушают: «Если ты совершил случайную ошибку, фирма простит тебя. Если же ты отступил от морального кодекса фирмы, тебе нет прощения». Приведем этот кодекс.
«Наши принципы. Осознание своей ответственностив делепрогресса и приумножения благосостояния нашего общества. Посвящение себя дальнейшему развитию мировой цивилизации.
Наше кредо. Прогресс цивилизации - это не абстракция. Все мы совместными усилиями вносим в него свою лепту. Каждый из нас должен постоянно помнить это. Всемерная преданность фирме - ключ к успеху.
Наши духовные ценности:
1. Служение нации путем совершенствования производства
2. Честность
3. Гармония и сотрудничество
4. Борьба за качество
5. Достоинство и подчинение
6. Идентификация с фирмой
7. Благодарность к фирме».
Этот кодекс базируется на национальных традициях. Японцам всегда внушали мысль о том, что они должны прежде всего заботиться о наполнении “национального сосуда”. Национальным духом пропитана японская религия синто и японизированный буддизм. Служение своей стране через успехи фирмы, которые, в первую очередь, зависят от качества выпускаемой ею продукции, гораздо больше может побудить к полной самоотдаче, чем стремление к увеличению прибыли. В книге «Управление персоналом в Японии» приводится свидетельство инженера-иностранца, проходившего стажировку на одном из заводов фирмы “Мацусита дэнки”: «Каждое утро перед началом рабочего дня мы выстраивались и все вместе громко проговаривали моральный кодекс. Мацусита делал акцент на семи духовных ценностях. Сначала нам показалось это очень смешным, но постепенно мы осознали, насколько эта философия воздействует на умы и сердца работающих. Мы почувствовали это на себе». Конечно же, убеждение заключается не в проговаривании кодекса. Прежде всего, на многочисленных примерах доказывается правомерность сконцентрированных в нем мыслей. Ежедневное повторение - это только способ с помощью символики оживить весь комплекс мыслей, убеждений, ощущений, появившихся у работника после бесед, лекций, чтения книг, просмотра телефильмов, направленных на формирование соответствующего мировоззрения. Зато человек, пропитанный этим мировоззрением, без команд, без принуждения сам принимает и реализует решения, направленные на достижение цели, соответствующей его убеждению. Японские менеджеры говорят, что сам исполнитель всегда лучше других знает, как хорошо сделать работу. Важно, чтобы он хотел этого. Исикава пишет: «Я сторонник управления качеством, основанного на вере в людей и их хорошие качества. Если руководитель не доверяет своим подчиненным и осуществляет строгий контроль и частые проверки, он не может быть хорошим руководителем». Задача руководства фирмы, по его мнению, заключается в определении целей и задач в области качества и умении убедить в их правильности всех сотрудников. Поиск решений, позволяющих добиться выполнения целей, - это прерогатива работников соответствующего уровня. Кто выполняет работу, тот и должен искать решения.
В этом отношении поучителен следующий пример. Американский банк пригласил на должность президента японского специалиста, а вице- президентами остались американцы. Когда через некоторое время спросили их мнение о президенте-японце, то они сказали следующее: «Он, безусловно, демократичен, приятен в общении, повысил нам заработную плату, но производит впечатление некомпетентного специалиста. Когда мы обращаемся к нему с конкретными вопросами, то он вместо ясного ответа начинает нам рассказывать о целях банка». В этой оценке проявились два различных подхода к руководству фирмой. Американцы привыкли, что решение исходит от руководителя, а японец считает, что его задача - убедить подчиненных в правильности своих взглядов на проблему. Поэтому важнейшей задачей обучения японцы полагают формирование мировоззрения. Для этого применяются самые разнообразные приемы, в том числе основанные на личных контактах. Так, руководитель одной текстильной компании создал при своих предприятиях бары с бесплатной выпивкой для работников, чтобы те после работы какое-то время проводили в баре в общении друг с другом. Сам он постоянно там бывает, беседуя с рабочими в непринужденной обстановке. При этом он запретил, чтобы к нему обращались, как к шефу. Когда ему задали вопрос, зачем это нужно (тратить деньги и свое время), то он ответил: «Я хочу, чтобы они думали, как я».
Можно усомниться в эффективности того или иного метода идеологического воздействия, но сама концепция, основанная на главенствующей роли идеологического воздействия, представляется совершенно справедливой. Безусловно, это не означает, что все управление строится только на идеологическом воздействии и что не используются моральные и материальные стимулы. Им также придается большое значение, но в качестве самого глубокого и результативного стимула рассматривается внутреннее убеждение человека.
«Настойчивость, энергия, находчивость человека, которому кажется, что он действует добровольно, неизмеримо выше, чем у того, который действует по принуждению», - таково кредо японских менеджеров. А вот оценка их успехов сторонними наблюдателями: «Японские предприниматели, искусно создавая общинные порядки, выстраивают условия, в которых работники, потеряв способность ощущать принуждение, преисполняются желанием трудиться на предпринимателей».
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 518;