Теория конституентов

В политической теории сложилось иличностно-ситуативное на­правление в оценке политического лидерства. Сторонники данного направления пытаются найти компромисс в признании роли вне­шних и внутренних факторов, детерминирующих деятельность лиде­ра (Г. Гертц, Е. Уэсбур, К. Кейс [133 -231], Дж. Браун [25] и др.). Наиболее характер­ной концепцией такого типа является «теория конституентов», гла­сящая, что лидер – это человек, который имеет последователей. Он не кто иной, как выразитель ожиданий внешней по отношению к нему группы последователей. Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересам (лидер, в сущности, не более чем инструмент группы). «Тайна лидера» состоит не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Прежде всего, для становления лидера имеют значение ожидания группы. Политологи, принимающие эту теорию, считают влияние ведомых на лидера негативным. Последователи превращают лидеров в марионеток, действующих на «потребу толпы» и живущих по ее критериям.

Лидер стремится удовлетворить стремления толпы, чтобы удержаться у власти. В силу преобладающего внешнего влияния лидер превращается в своеобразную «марионетку», «куклу» поддерживающих его кругов, утрачивая необходимые ему как лидеру самостоятельность и инициативу. Такие подходы широко распрост­ранены в реальной политике. В США огромным влиянием пользуются кланы Моргана и Рокфеллера, во Франции – наиболее богатые «двести семей». Широко известно высказыва­ние Круппа в 1932 г.: «Мы наняли г-на Гитлера» [133 -98].Таким образом, соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личными качествами, сколько его способностью удовлетворить интересы тех, кто содействовал его возвышению.

«Именно последователь, — утверждает Ф. Стэнфорд [128 -161], — воспринимает лидера, воспринима­ет ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидер­ство».

Достоинством такого подхода является рассмотрение лидер­ства как особого рода отношений, выступающих в виде зве­ньев цепи: конституенты — последователи — активисты — лидер. Ли­дер и его конституенты составляют единую систему. В современ­ной науке круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все более или менее определившиеся приверженцы (последова­тели) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодей­ствует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведе­ние лидера, зачастую действующего вопреки своим собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям.

Настоящий лидер не может стать просто инструментом соответствующей социальной группы и превратиться в марионетку. В этом случае он останется выразителем лишь сиюминутных потребностей массы. Это будет просто вожак или, как в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, - «вожачок». Он не сможет вывести массы за пределы их обыденных требований, на дорогу борьбы за ликвидацию причин их неудовлетворительного положения. Он останется послушным рупором «низов». Но потакание «низам» столь же разрушительно для политика, как и пресмыкательство перед «верхами». Русские мыслители прошлого говорили, что пресмыкательство политика перед «Его Величеством пролетариатом» столь же унизительно, как и перед любым другим «Величеством».

Анализ характеристик последователей, по мнению М.А. Василика и М.С. Вершинина [29 -157], включает в себя рас­смотрение их

· потребностно-мотивационной сферы;

· эмоци­ональной сферы;

· процессов познания и восприятия;

· ти­пологических особенностей последователей, т.е. национального характера, архетипов, ориентации, установок;

· социально-пси­хологических особенностей;

· представлений, ценностей, идеоло­гии, самооценки общества, прототипов политического лидера, си­стемы убеждений;

· структурных особенностей, существующих в среде последователей, включающих их организацию;

· поведе­ние последователей, включающее обратную связь и самостоятель­ную активность.

 

В формировании и функционировании отношений «лидер - конституенты» особенно велика роль активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возмож­ности лидера, организуют кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с массами, т.е. «делают» лидера.

Через конституентов проявляется воздействие на политику гос­подствующей политической культуры и прежде всего ценност­ных ориентаций и ожиданий избирателей. В демократическом государстве претенденты на роль политических лидеров могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа. Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов и представлений конституентов, подобно его ситуацион­ной интерпретации, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельству­ет, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти со­циальных слоев и сторонников. Яркий пример тому — полити­ческая деятельность Сталина, который за полтора де­сятилетия своего господства почти полностью уничтожил боль­шевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и более поло­вины членов собственной партии.

Взаимодействие лидера и его конституентов — обоюдонаправленное, двустороннее движение. Причем лидеры могут в значи­тельной мере менять свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от харак­тера политического строя, от степени концентрации власти в ру­ках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтарист­ской политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных системах, где они могут порою поставить под угрозу само суще­ствование всей нации, как это пытался сделать, например, Гит­лер накануне поражения нацистской Германии.

Наиболее удачные результаты дают теории, базирующиеся на анализе различных факторов. Известный американский исследователь М. Херманн [120] отмеча­ет следующие группы факторов:

· исторический контекст (или ситуация);

· психологические характеристики лидера;

· последователи или сторонники лидера;

· отношения между лидером и его последователями;

· поведение лидера.

 

Особое внимание она обращает на психологические характерис­тики. Среди них она выделяет:

· «базовые» политические убеждения ли­дера;

· его политический стиль (например, склонность к работе в груп­пе или в одиночку;

· способность к детальному изучению проблем или получению лишь обобщенной информации и т.д.);

· мотивацию достижения лиди­рующих позиций;

· реакции лидера на стрессы и давление;

· способ, ко­торым он достиг своего положения;

· предшествующий политический опыт лидера;

· политический климат, в котором происходило ста­новление лидера.

 

Таким образом, от одностороннего психологизма в анализе лидерства политическая наука перешла к более целостному исследованию данного феномена с использованием социологических подходов. Социальная природа лидерства указывала на то, что оно является результатом взаимодействия лидера и его сторонников, т.е. двустороннего влияния.








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 835;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.