Искусство Японии эпохи Нара (645-794г).
Япония становится империей. Танский Китай в качестве примера. Япония копирует всю административную систему Китая (непропорционально), в области искусства хочет превзойти Китай. Нара, 710г, строится по образцу Чан Ань (с императорским дворцом Дайдари), гигантомания – прямоугольник, по сторонам света, главная дорога делит на две части, там сетка улиц на кварталы (в северной части дворец и правительственные здания). Принята периодизация по годам правления императоров. Реформы Тайка 645-646г консолидируют управление государством. Ансамбли 8в тяготеют к грандиозности масштабов. Это высокий расцвет скульптуры, онаобретает язык большого искусства, способного передать глубокие чувства и сложную символику. Сначала лаковая и деревянная скульптура пытается эмитировать бронзовую (трактовка поверхностей, золочение). Усложняются сюжеты, появляются новые иконографические типы (даже первый портрет). Внешняя гармония передает внутреннюю. Идеал по-прежнему в духовной сфере, но выражается не через аскетизм, а через величавость (и некую надменность). По пропорциям скульптура приближается к человеческой, божественность подчеркивается масштабами. Усиливаются и подчеркиваются этнические черты. Сформированны все основные жанры скульптуры.
Продолжается оформление Кондо Хорюдзи. Возможно, расписывал корейский мастер 7в. Будда Амида (начал распространяться) и бодхисатвы, цвета коричневые, красные, черные. Сидит на троне из лотоса, по сравнению с Аджантой все линеарно, графично и статично, зато полнокровно. Росписи по штукатурке на деревянной перегородке. Есть изображение рая 4х Будд. Также есть скульптурная композиция Нирвана Будды, ок711г и статуя Асюраа, к734г. Еще Канон Босацу – нарский идеал красоты (капризный принц-женщина) с тремя складками на шее.
Тодайдзи в Наре, 728 (733г, реконструирован в 12в и 17в). Здание очень высокое – более 55м (17-18 этажей), окружено стенойй. Великий храм Востока (в восточной части города), масштаб преувеличен по отношению к человеку. Двухэтажные южные ворота Нандаймон (5 пролетов). Две пагоды (ок100м каждая) вынесены за ограду монастыря, сгорели. Широкая центральная дорога, открытый двор перед храмом, строгая симметрия и уравновешенность – новые черты. В Кондо (Дайбуцудэн) стоит статуя Будды Вайрачана-Русяна, 757г, 17в (Владыка Космоса, одно из воплощений прежней Аматэрасу), тема власти, он всегда востребован в больших империях. 2ярусная крыша, красные кронштейны, конек с акротериями. Огромная статуя Будды, 60м, бронзу собирали со всей страны, ни в Китае, ни в Индии подобных гигантов не было. Из-за пожара вся скульптура, кроме коленей и трона расплавилась, остальное было восстановлено. Юный хрупкий идеал уходит из искусства. Сам храм был мощным феодалом и владел несколькими дочерними монастырями и храмами, расположенными в горах.
Очень известен Лотосовый зал храма Хоккэдо в Тодайдзи. Возникает глиняная скульптура, которая ставится около деревянного храма (глина позволяет создавать тяжелые складки). Триада, 750е: центральное божество– Фукукэндзяку Каннон (Канон Подательница Счастья), 3,40м, дерево, сухой лак с позолотой. Скульптуры Канон первыми приобрели национальные черты и потеряли зависимость от иноземных образов. С попытками выразить универсальность Канон (направлена на спасение), связано первое появление в Японии в 8в многоруких и многоликих божеств. 8 рук и 3 глаза, свидетельство принадлежности к тантрийскому буддизму. В каждой руке лассо, копье или снасть (1 пара сложена на груди), что вылавливать грешников. Ажурный прозрачный нимб в виде расходящихся лучей солнца. Скульптура из лака на деревянной основе позволяла добавлять дополнительные атрибуты. Канон довольно надменна, но имеет разные выражения лица. Никко и Гакко, глиняные, нежные, руки сложили перед грудью, есть традиции погребальной пластики. Периферийные фигуры более экспрессивны, в руках появилось оружие. Много страж, которые группируются в различные по количеству группы, выразительны и экспрессивны. Воин, в основном, борец с противниками буддизма. У него открыт рот – немыслимо для буддизма, но здесь удобно, так как должно припугнуть.
Голова Якуси Нерай, бронза, 680е, монастырь Кофукудзи. Лицо обобщено, полный овал, длинные тонкие брови, миндалевидные глаза с полуопущенными веками, плотно сжатые пухлые губы, длинные уши.
Триада Якуси из храма Якусидзи в Нара, бронза, 8в. Монастырь: 3ярусная пагода Сандзюного с дополнительными ярусами, все пространство на 1 уровне. Якуси-Нерай и два бодхисатвы (солнечного –Никко и лунного –Гакко светил). Будда сидит на высоком пьедестале (поза лотоса, права рука поднята и открыта ладонью, левая лежит на колене), типология зрелого мужа, на ступне колесо закона и свастика (появились аспекты, доступные не всем). Он отделен от рельефного нимба (золотой, там еще изображения 7 Будд, оттеняет черную бронзу). Полуголые, живые складки. Бодхисатвы стоят на отдельных пьедесталах в виде лотоса, несколько изогнуты, симметричны относительно Будды (у одного поднята и раскрыта правая рука, у другого левая, складки, жесты и тд). Группа стоит на единой мраморной платформе. Лики обобщенные, у Будды на голове куча завитков-шариков. Это замкнутая симметричная композиция, нет застылости, она ритмически объединена в одно целое, при этом каждая статуя живет как самостоятельный пластический объем.
Священник Гандзи, лак, ок763г, монастырь Тоседайдзи. Основатель монастыря. Слепой, в канонической позе созерцания (лотос, руки ладонями вверх между ногами). Свободное монашеское одеяние, бритая голова, крупные черты лица, тяжелый подбородок. Но есть ореол святости, а потому идеализированность.
Маски: изготовлялись в течение всего средневековья, менялись вместе с театральными жанрами (ритуальные цели). В Нару пантомима гигаку и бугаку. Гигаку – большие, перекрывали часть головы, гротескность, рассчитаны на восприятие с большого расстояния. По пластике подобны воинам-стражам. Бугаку – меньше, отдельные подвижные детали, так как передача действия происходила через ритмику танца. По пластике подобны бодхисатвам.
Сокровищница монастыря Тодайдзи Сесоин, 8в. В традициях синтаизма. Сейчас там находятся дары императора, собираются они с 8в (уже много корпусов). Раз в год, осенью, когда происходит закладка продуктов в амбары, здесь происходит закладка даров. Лютня, инкрустированная перламутром по лаку. Китайско-корейская техника, сам инструмент из Китая. Персидская парча, 8в. Привезена и оказалась в собрании императорской сокровищницы.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 397;