АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
В период XV-XVI вв. произошло зарождение идеологической борьбы прежде всего в Италии против средневековых форм, что вылилось в широкое прогрессивное движение – гуманизм. В своей деятельности гуманисты в значительной степени опирались на античные идеалы, в связи с чем культовое движение в Италии получило название Ренессанса или Возрождения. Одной из важнейшей особенностей культуры Возрождения было противоречие между прогрессивной, свободной от сковывающих ограничений средневековых канонов и от узкого практицизма последующего времени и от того явления, что выступая против средневековой идеологии Возрождения не порывает с религией и с феодалами, а остаётся на службе у канон и знатных вельмож. Архитектура Возрождения в Италии делится на 3 основных периода: 1-раннее, с центром во Флоренции (середина XV века); 2-высокое, с центром в Риме (конец XV века – первая половина XVI века); 3-позднее, с центром в Венеции и частично в Риме (середина и конец XVI века).
Основные шедевры эпохи Возрождения:
1. Бруннелеско: Воспитательный дом (1419-1444) – аркады на колоннах, Капелла Пацци (1430-1443) – купольное здание.
2. Бортоломео: Дворец Медичи (1444-1452) – здание квадратной формы с арочными проёмами.
3. Брамонте: здание Канчеллерии (начато в 1483) – главная папская канцелярия, собор Петра в Риме, дворцы Ватикана.
4. Леонардо да Винчи: ряд проектов зданий в Милане и проект благоустройства и развязки дорог.
5. Микеланджелло Буонарроти: достройка в разных уровнях собора Петра в Риме (купола), Капелла Медичи церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1520), библиотека Лауренциана (1555-1568) – со знаменитой лестницей.
6.Виньола: замок Капрарола: Вилла папы Юлия II,
малые купола св. Петра.
7. Андреа Палладио: вилла Ротонда (начало 1551), палаццо Капитано (1576).
В архитектуре поиски “идеальных” форм зданий, основанных на ясной и законченной композиции, стали одной из определяющих тенденций.
Тесный союз архитектуры с наукой получил отражение в развитии архитектурной теории. Открытие в XV веке трактата Марка Витрувия послужило стимулом к написанию ряда теоретических трудов об архитектуре: в трактатах освещались:
- Вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т.п.);
- Вопросы функциональной проработки различных типов зданий;
- Технические вопросы строительства;
- Строительные материалы;
- Городское строительство.
Технические рекомендации, хотя и носили эмпирический характер, всё же дают использовать метод элементарной математики, статики и механики; учёные уже представляют работу опоры, балки и арки, каркаса, впервые применяется основополагающий принцип (у Л. да Винчи) “момента сил”, формулы определяющие сопротивление продольному и поперечному изгибу. Галилео Галилей (1564-1642) продолжил начинания Леонардо в области теоретической механики, положив начало теории сопротивления материалов.
Однако уже во 2-ой половине XVI века проблемы статики и механики становятся прерогативой учёных. У архитекторов же начинает преобладать эстетический аспект, связанный с правилами “украшения” зданий и теорией ордеров, с композицией храмов, дворцов, общественных зданий.
На технику возведения зданий большое влияние оказывают традиции античности, в частности в создании большепролётных купольных форм (собор Санта Мария де Фьёр святой Марии с цветком, Флоренция, архитектор Бруннелеско). Купол над собором св. Петра в Риме (арх. Брамонте) по проекту Микеланджело. Оба купола пролётом 42 метра, что лишь на 1 метр меньше диаметра купола Пантеона. Началом Возрождения считается 1420 год – начало возведения купола над Флорентийским собором.
Своды готических сооружений местно исчезают, уступая место полуциркульному крестовому, цилиндрическому иногда парусному. Развивается сомкнутый свод.
В XV-XVI веках развивается проектное дело: важным становится изготовление модели, выполненной достаточно крупно с проработкой деталей. Модели выставлялись на площадях для общественного обсуждения. Однако к концу XVI века получают развитие графические приёмы выполнения проекта и модели утрачивают своё особое значение.
Меняется вид загородного дома богатого горожанина: из дома-крепости вилла становится местом отдыха, теряя свою интимность и становится сооружением, открытым к окружающей природе. Выработались многочисленные варианты жилого дома: от пригородного, стоящим в саду, до сельскохозяйственной виллы с разными служебными помещениями и обширными угодьями. Появляется тип виллы – Ротонда (родоначальник Андреа Палладио) – центрическая композиция с 4-мя одинаковыми фасадами с портиками со всех сторон.
План |
Рис.8
В дальнейшем развитая в трёх-частную схему, состоящей из главного объёма и отходящей от него в обе стороны одноэтажных ордерских галерей, служащих для связи со службами усадьбы и организующими народный двор перед фасадом виллы (в последующем широко распространилось в архитектуре классицизма).
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 417;