СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА.

XIX век – время прочного укрепления капитализма в ведущих странах Европы и Америки. Архитектура постепенно становится выразительницей индивидуалистических интересов буржуа, средством рекламы и выражением его собственного престижа. Наряду с этим росли рационалистические тенденции, граничащие с откровенным утилитаризмом особенно при строительстве производственных сооружений и зданий массового назначения для рабочих. Жилищный кризис сопутствовал развитию капиталистического общества, обостряемого постоянным притоком из деревень рабочей силы. Это вело к образованию вокруг производства беднейших кварталов – трущоб. С одной стороны острота жилищной проблемы поставило задачу строительства “дешёвых” жилищ с минимальным уровнем комфорта, с другой стороны – развивался тип буржуазного жилища – особняка, в котором основное влияние уделялось комфорту. Прямым следствием жилищного кризиса было широкое строительство в XIX – начале XX веков доходных домов – домов, вкотором квартиры или комнаты сдавались в наём. Доходные дома могли быть разных уровней удобств. До конца XIX в. в жилых зданиях не было предусмотрено технических устройств таких, как водопровод, канализация и т.п. При капитализме для получения максимальной прибыли весь участок использовался под застройку, что часто приводило к образованию «колодцевых», темных, непроветриваемых дворов.

Частная собственность на землю, вызвавшая спекуляцию городскими участками, породила анархию и произвол в застройке городов. Практически неуправляемое развитие промышленности, располагавшейся как в черте города, так и на периферии привели к антисанитарным условиям проживания населения. Состоятельные люди осваивали новые здоровые зелёные территории за пределами городов, которые превращались в районы для богачей. Резко увеличилось перемещение людей, что приводит к развитию механического транспорта, что потребовало реконструкции магистралей.

В эпоху капитализма появилось много новых функциональных типов общественных и производственных зданий: контор, выставочных залов, банков, вокзалов, аэропортов. Новые типы зданий и резко выросшие масштабы строительства потребовали новых архитектурных и технических решений. Развитие новых конструкций повлекло за собой необходимость создания теории сооружений, методов их расчёта.

Со второй половины XIX века особое значение приобретает применение в строительстве металла и железобетона. Прогрессу металлических конструкций особенно способствовали всемирные выставки, одной из основных целей которых была пропаганда новейших технических достижений. Потребность в больших пролётах мостов, промышленных цехов, железнодорожных вокзалов и др. Стимулировалось развитие крупнопролётных арочно-сводчатых и рамных конструкций, с увеличением выпуска прокатной стали, началось быстрое развитие многоэтажных каркасов. Развиваются металлические решётчатые конструкции (Эйфелева башня), сетчатые конструкции (Шуховская башня) и современные висячие покрытия (Нижегородская выставка перекрыта висячими конструкциями).

После I-ой мировой войны нашли применение лёгкие конструкции из листового металла в виде складок различной формы, придающие конструкции жёсткость.

Особое направление в развитии металлических конструкций послевоенного времени представляют вантовые висячие системы (т.е. конструкции высокопрочных, работающих на растяжение стальных тросов ,несущих покрытие).

Развитие железобетона в строительстве в основном падает на XX век. Наиболее плодотворным железобетон оказался в развитии арочно-сводчатых систем, в которых форма конструкций позволяла уменьшить изгибающие усилия и в значительно большей степени использовать высокие прочностные качества бетона при работе на сжатие. Наиболее целесообразное применение железобетон нашёлся в тонкостенных сводчатых конструкциях – оболочках(1616-1924 Э.Фрейсмон – покрытия эллипсов для дирижаблей в Орли), в оболочках двоякой кривизны (особенно в ангаростроении виде гиперболических параболоидов, разработанных во Франции в конце 20-х годов).

В 1928 году Э.Фрейсинэ впервые внедрил предварительно напряжённый железобетон. Этот метод получил широкое развитие в 50-60 годах XX века. В 50-60 годы всё большее значение приобретают пневматические конструкции.

С развитием строительной техники традиционные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной системой, утратив стилевое единство, архитектура всё более подчиняется вкусам отдельных заказчиков, требующих в целях рекламы как можно более выделить, возвеличить, украсить своё сооружение. Архитекторы, не имеющие общих принципов на пути развития зодчества, часто механически воспроизводят формы различных исторических стилей. Это направление, распространённое со 2-ой половины XIX века называется эклектикой. Для него характерно смешение в одном здании приёмов и деталей различных стилей или обращение к собственному наследию в поисках форм в духе “национального романтизма” (здание Парламента в Лондоне – пример готического романтизма). В России воспроизведение национальных форм привело к формам древнерусского зодчества (здание Московской городской Думы 1890-1892, здание исторического музея 1875-1881 архитектора В.Шервуда, здание ГУМ (верхних торговых рядов 1889-1898 архитектора А.Померанцева)). Лучшее здание в духе древнерусского романтизма – это Казанский вокзал в Москве (1914-1917 арх. А.В.Щусев). В США с ростом цен на землю и в интересах рекламы эклектический характер архитектуры выразился в строительстве небоскрёбов. Из-за отсутствия плана это привело к нагромождению небоскрёбов в центрах крупных городов.

В гражданских зданиях новая конструкция оставалась в большинстве случаев скрытой под внешним декором из кирпича. Стремление освободить конструкцию от декора проявлялась в наибольшей степени в инженерных сооружениях, не связанных с традиционными взглядами на архитектуру сооружения. Постепенно конструктивная форма начинает проявляться и в общественных зданиях и сооружениях. Хрустальный дворец в Лондоне 1851, Эйфелева башня и Галерея машин явились важнейшими вехами в утверждении новой архитектуры, основанной на технических достижениях. Их влияние на последующую архитектуру было огромным.

Возведение многоэтажных зданий на основе металлического каркаса поставило перед архитекторами новые тектонические задачи, возникши в противоречии с традиционными методами. В подчинении новой тектонике стена сводится к минимуму, широко используются крупные остеклённые проёмы, что соответствовало функциональному назначению новых типов общественных зданий: больших торговых залов, выставочных галерей. Поиски новых форм в архитектуре европейских стран рубежа XIX-XX веков привело к становлению своеобразного творческого направления, получившего название стиля – модерн.

Модерн- (19-20 года XX в.)- индивидуалистический стиль, использующий синтез искусств: пластические методы и декоративную манеру.

 

Национальное направление. Театральное направление.

(театр, декорации, особняки богатых людей)

Популярный стиль в Европе и России. В России различают две школы модерна: московскую и Питерскую. Также мног построек в модерне в Самаре (строили богатые купцы).

Вокзалы в модерне:

- Ярославский вокзал (арх. Ф.Шехтель);

- Витерский вокзал в С. – Петербурге (арх. С. Бржозовский).

Функционализм - основан на оптимальности функциональных процессов здания . (Принцип Ле Корбюзье: «дом- машина для жилья»).

Хай-тек- обнажение конструкций и инженерного оборудования здания. Направление в архитектуре, начало которому положено строительством Центра искусств им. Ж. Помпиду в Париже архитекторов Пионо и Роджерса в начале 70-х годов 20 века.

 

Отличие современной архитектуры от традиционной архитектуры - в применении новых строительных материалов с новыми возможностями, таких как железобетон: внедрение железобетона нарушает принцип пирамидального распределения масс и может позволить создавать здания любой формы и конфигурации с 3-мя, 2-мя и даже с одной точкой опоры (перевернутая пирамида).

А насыщенность техническими устройствами современных зданий (наличие многочисленных каналов и отверстий) влияет на современные объемно-планировочные и конструктивные решения

Это направление своей основной задачей имело “осовременить” декоративные средства архитектуры и формы предметов прикладного искусства, дав им живую и динамическую пластику. Однако, модерну чужд метод индустриального пространства, как метод обезличивания продукции. Формально принципы модерна выражались в пластических методах, сочетающихся с подчёркнуто нетрадиционными формами и декоративными монозами. Живописная многообъёмность и свободная трактовка внутреннего пространства дополнялось формами, очерченными сложной кривой: в орнаменте, штукатурке, металлических решётках.

Глубокий индивидуализм композиций – одна из наиболее характерных черт модерна. В основе своей модерн иррационален и в силу этого противоположен эклектике, в основе которой лежал порядок, базирующийся на созидательном отборе прошлых стилей. Главное же – модерн “расковал цепи” академизму и эклектики, дал свободу объёмно-пространственному построению, динамическое развитие внутреннего пространства, использование синтеза искусств. Архитектура конца XIX-XX века идейно многообразна.

Наиболее последовательно новые принципы формообразования на основе мощной индустриализации строительства были определены в начале 20-х годов одним из крупнейших основоположников современной архитектуры Ле Корбюзье (ученика Огюста Перре, с чьим именем связано освоение в архитектуре конструктивных и пластических свойств железобетона) – первый, кто творчески и теоретически обосновал необходимость коренного пересмотра традиционных принципов формообразования на основе использования новой техники. Ле Корбюзье выступает с новаторской программой, основанной на 5 тезисах:

1.Поскольку несущие и ограждающие функции стены раздельны, дом поднят над уровнем земли на столбах – освобождая пространство для зелени, автостоянок и т.п. – связь с окружающей средой.

2.Свободная планировка, допускаемая каркасной конструкцией, даёт возможность менять положение перегородок в зависимости от функционального назначения каждого этажа.

3.Свободное решение фасада благодаря отделения стены от каркаса.

4.Наиболее целесообразно ленточное остекление (вытекает из конструкции и условий зрительного восприятия).

5.Крыша – плоская, эксплуатируемая, что увеличивает полезную площадь дома.

Ле Корбюзье – пламенный сторонник “духа серийности” в архитектуре, её машинной организованности, отражения методов индустриализации в архитектурной форме.

“Техника – носитель нового лиризма” – принцип Ле Корбюзье видеть в геометрических формах новый пластический язык архитектуры.

Движение “De стиль” (1917 год) в Голландии близкое идеям Ле Корбюзье, основывалось на кубизме начала столетия в архитектурных произведениях выражаемых элементарными средствами: кубами, плоскостями, прямыми. Их “неопластицизм” основывался на пространственном и цветовом сочетании простейших форм, используя цвет в качестве дополнительного средства подчёркивания пространственных соотношений.

Функционализм - основан на оптимальности функциональных процессов здания . (Принцип Ле Корбюзье: «дом- машина для жилья»).

“Функциональный” метод свойственный и Корбюзье и другим ведущим архитекторам

а основе функциональных задач всё более диктует композиционное решение как внутренней организации пространства, так и внешнего облика зданий и комплексов. Постепенно функционализм становится ведущим направлением европейской архитектуры, нашёл широкий отклик в массовом жилом строительстве и градостроительстве. Это получило широкое отражение в работах и документах международной организации архитекторов (CIAM). В принятой ей “Афинской хартии” (1933 год) выдвинута идея жёсткого функционального зонирования городских территорий. “Многоквартирный блок” устанавливался как основной тип городского жилища. Формирующие структуры города функциональные факторы на 5 основных: “отдых”, “транспорт”, “ историческое достояние городов” и “жилище”.

При общем стремлении в 20-30 годах к функционализму в странах Европы и Америки не угасают и экспрессионистские идеи, цели которых сводились к необычному, эмоционально яркому художественному образу, соответствующему новой эпохе, её индустриальному духу. Оперируя современными средствами, они делали акцент на пластике объёмов, на острых и неожиданных сочетаниях форм и членений.

В 50-х годах зародилось направление, получившее название “брутализм”. Его сторонники признают функциональную и конструктивную логику ведущими факторами формообразования, но проповедуя предельную простоту форм, точно отвечающих своему назначению часто стремятся к обнажённости конструкций и инженерного оборудования. Характерными приёмами бруталистов являются такие контрастные сочетания на фасадах и в интерьерах кирпичных стен с массивными неоштукатуренными балками и перемычками, а также грубая фактура бетонных плоскостей со следами опалубки.

Поиск структурной выразительности в архитектуре 60-70 годов приводит к попыткам придания художественной выразительности конструктивным формам и подчёркиванию в объёмно-пространственном построении и пластике здания отдельных структурных функциональных элементов, вертикальных коммуникаций.

Таким образом пестрота и многообразие тенденций – отличительная черта современной архитектуры.

Конструктивизм - (20-30 годы XXв.). Одними из основоположников современной архитектуры являются архитекторы Франк Лойд ( вилла «Падающие волны») и Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Женере ), известный своей капеллой Нотр Дам в г. Рошане (Франция) – по его проекту построено здание Центросоюза на Мясницкой улице в Москве). Наибольшее развитие стиль получил в ССР, как стиль отвечающий эстетическим требованиям нового социалистического строя, лишеный «архитектурных излишеств» ( жилой комплекс на Балчуге с кинотеатром «Ударник», жилой комплекс на Сущевском валу, клуб им. Зуева, клуб им. Русакова в Москве правительственные здания в Харькове ,и др.) . Стиль освобождал конструкцию от декора, использующий тектонику сооружения как средство художественной выразительности.

Проявление архитектурной выразительности здания через его конструктивные решения называется тектоникой.

Теоретическое кредо конструктивизма начала 20-х годов основывалось на так называемом производственном искусстве, создающем материальную среду с помощью новых технических средств. “Вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балета изобразительности, построенными по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии средств при максимуме их действия” – А.Веснин. В дальнейшем конструктивизм включил в себя и функциональный метод как основу творчества. В 1925 году создано общество современных конструктивистов. Конструктивизм оказал решающее воздействие на становление советской архитектуры. Однако недостаточная разработанность формально-композиционных проблем конструктивизма критиковалось “рационалистами” (или формалистами), которые особое значение придавали выразительности архитектурных форм. Они прибывали в лаборатории исследования психологического воздействия геометрических форм на человека и впервые поставили вопрос о рациональности восприятия архитектурно-художественных форм.

Однако к 40-м годам наметилась изменениями творческая направленность: всё большее значение приобретает использование форм, заимствованных из наследия прошлого, так называемые традиционализм и неоклассицизм. Беспредельные пафос народного сознания требовал внедрения ярких и выразительных образов. Украшательские тенденции особенно ярко проявились при строительстве 7 высотных зданий в Москве (конец 40-х – начало 50-х годов).

Необходимость высотных акцентов была вызвана градостроительными причинами: укрепившаяся в послевоенный период реконструкция требовала мощных вертикалей, объединяющих пространственную композицию города.

Хай-тек - стиль, изначально появившийся в рамках архитектуры, и чуть позже проявившийся и в дизайне интерьеров. Становление стиля hi-tech проходило под влиянием популярности научно-фантастических идей 60-х и 70-х и поп-арта 20-го века. Хай-тэк, изначально стал сугубо практическим направлением в архитектуре, которое активно популяризировали английский архитекторы. Основной идеей хай-тека была романтизация доминирующих методов технологической революции.

XX век стал своеобразной точкой отсчета, с которой началось стремительное и интенсивное развитие науки. Все сделанные открытия непосредственно вливались в жизнь и среду обитания человека, изменяя его традиционные представления. Прогресс коснулся и архитектуры, которая также начинает интенсивно использовать новейшие, «высокие технологии» и современные материалы. Именно в это время и зарождается стиль Хай-тек, хотя конечно, он еще не получил такого названия, его принципы и эстетика еще не были сформированы, но путь по которому будет идти дальнейшее его развитие был задан.

В 20-е годы идеи авангарда и функционализма придали актуальность замыслам Хай-тека. Теперь этот стиль становится не только основой для создания архитектурных сооружений, но проникает и в организацию внутреннего пространства помещений, в частности промышленных. Также появляются отдельные предметы мебели и конструкции. Вторая половина XX века – бурное развитие в области электроники, компьютерных технологий, конструктивизма.

Самыми яркими примерами стиля могут служить Центр искусств Помпиду в Париже 1971-1977 г.г. (архитекторы Ренцо Пиано и Ричард Роджерс поместили опорные конструкции и переходы с внешней стороны здания, создав таким образом прочный металлический каркас вокруг внутреннего помещения, которое могло быть приспособлено для любых культурных целей)и фантастические постройки, созданные Норманом Фостером, руке которого принадлежат практически все

знаменитые хай-тек здания Лондона.

Основные черты этого стиля, которые из архитектуры были заимствованы и в интерьерах в стиле хай-тек: прямые четкие линии и стремление к геометричности, использование современных материалов (стекло, пластик, металл), непременный серебристый металлический цвет, отстраненность и холодность, которые достигаются минималистичностью и минимумом деталей.

Отличают три основных вида хай-тека:

- индустриальный хай-тек,

-геометрический хай-тек

- бионический хай-тек.
• Индустриальный хай-тек: масштабное использование и демонстрация элементов индустриальной тематики с целью формирования специального образа интерьера-фабрики, интерьера-машины и т.д.
• Геометрический хай-тек: поиск новых сложных каркасных систем, основываясь на новейших конструктивных возможностях и современных материалах. На базе этих опытов и поисков обновляется геометрия форм в дизайне.
• Бионический хай-тек: изучение последовательностей формообразования живых организмов и применение в формировании новых принципов конструкций полученных знаний (бионика – это наука, которая изучает внутреннее строение биологических организмов: животных, рыб, растений, насекомых и т.д.).

Самым главным отличительным признаком решения несущих конструкций хай-тека стало применение стержневых элементов закрытого сечения (в основном это были трубы круглого или прямоугольного сечения) вместо элементов открытого сечения. Частично это диктуется не конструктивными, а эстетическими требованиями - подчеркнуть "техничность" композиции.

Но именно принципиальная модернизация внешнего облика зданий, их силуэт, цвет и фактуру фасадов, которой способствовал прогресс в решении и применении металлических наружных ограждающих конструкций, характеризует хай-тек. Именно такие приёмы в наибольшей степени подчёркивали специфичность облика сооружений, выполненных в данном стиле.

Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм - ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники». В крайних проявлениях стиля "хай-тек" целесообразность технических устройств даже приносится в жертву формальной выразительности. Свет гармонично сочетается с пространством. Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи, связывающие торговые предприятия и развлекательные учреждения, характер интерьера которых определяют элементы инженерного оборудования .

В числе образцов стиля "хайтек" - здание Гонконгского и Шанхайского банка в Гонконге, прочность внешних структур которого символизирует надежность хозяина (архитектор Норман Фостер, 1986), здание компании Ллойда в Лондонском Сити (архитектор Ричард Роджерс, 1986), административное здание и издательский комплекс "Файненшнл Таймс" в Лондоне (архитектор Николас Гримшоу, 1988), здание Рейтерс на Блэкоуолярд в Лондоне (архитектор Ричард Роджерс, 1992, премия Королевского института архитекторов/ RIBA).

Хай-тек - стиль, пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людей молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных материалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму. Искусственные материалы с их возможностью к легкой трансформации формы, цвета и оттенков являются основой интерьера хай-тек. Пластик всех видов - жесткий и гибкий, прозрачный и непрозрачный, гладкий или с ярко выраженной фактурой - все находим в интерьерах в стиле хай-тек. Из-за использования новейших технологий, материалов, оборудования интерьер в стиле хай-тек часто сравнивают с космическим кораблем, где все блестит, мягко и бесшумно заезжает-выезжает и трансформируется. Стиль может ассоциироваться и с "техно", и с индустриальными мотивами. В своей основе он довольно холодный и аскетичный, местами даже грубоватый. Главное в нем - принцип техногенности, потому что хай-тек родился как стиль производственный. Он возник из дизайна промышленных помещений, все элементы обстановки которого подчиняются функциональному назначению. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования открыто, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы, кабели - нарочито выставляются напоказ.

К 90-м годам XX века одно из направлений становится главенствующим. В нём очень заметен отход от сложных композиций, свойственных стилю хай-тек 70-х годов. Одним из наиболее ярких примеров композиции в стиле хай-тек является здание, в котором сейчас располагается Европейский суд по правам человека (Страсбург), еще одни из проявлений стиля хай-тек в 21 веке это бизнес центр Москва Сити и Казанский Сити.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 427;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.