АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Романская архитектура – архитектура XI – XIII веков, наследует архитектуру и строительные приёмы римлян. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика – фронтально-осевая композиция с вытянутым по основной оси пространством, разделённым двумя или четырьмя рядами колонн на 3-5 нефов. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы делались в виде аркад на колоннах, пролёты между ними имели плоские покрытия на деревянных балках, в основном нефе – деревянные формы. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства устраивался поперечный неф – ТРАНСЕПТ. Перед зданием иногда устраивался окружённый галереями двор – АТРИУМ, посреди которого устраивалась чаша для обряда крещения.
К XI веку сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлинённой ветвью), с трансептом и 3-мя апсидами.
Таким образом в отличие от Византийской архитектуры, в которой основные распорные усилия гасились внутри здания, в романской архитектуре активно работающие вертикальные опоры выносятся за пределы наружных стен. Этот принцип становится обязательным принципом нового компоновочного метода. Принцип дифференциации конструкции начинает проявляться и в структуре сводов – в опоясывающих рёбрах – нервюрах.
Разрез базилики |
Для раннего периода характерен тип замкнутого укреплённого жилища феодала-замка, возводимого на возвышенности в труднодоступном месте. К XI веку сложился тип укреплённого жилища в виде башни – донжона, окружённого валами и рвом; 1-ый этаж – предназначен для хозяйственных нужд, 2-ой для жилья феодала, 3-ий для челяди и охраны. В дальнейшем жилище феодала строится как отдельное здание, а донжон остаётся оборонительным сооружением, убежищем при нападении. Территория замка окружена каменной стеной и башнями.
Романский стиль: получил распространение в искусстве Европы в 10-12 вв. Отличается тяжеловесностью форм, применением мощных стен с узкими оконными проёмами, массивных столбов и колонн. В культовых сооружениях развивался главным образом тип базиликального храма с разнообразными конструктивными решениями.
Готическая архитектура. С XII-XIII веков город, а не монастыри становятся средоточием экономической, политической и культурной деятельности. В XIII-XV веках распространяется готическая архитектура. Получили развитие различные типы городских зданий: ратуши, здания купеческих гильдий, дворцы городской знати, больницы, городские соборы – культовые и общественные центры городов. Самым выдающимся техническим достижением готики явилось развитие базиликального храма: развитие системы контрофорсов, аркбутанов (упорных арок) и нервюр (гуртов) привело к созданию качественно новой каркасной системы, которая позволила предельно обеспечить здания, добиться минимальной толщины конструкции характерным элементом готического каркаса, являющимся устойчивым из аркбутанов и контрофорсов. Сочетание нервюр с нарушенным крестовым сводом позволило выделить в своде несущий скелет, воспринимающий на себя нагрузку от всех 4-х распалубок свода, что позволило уменьшить также и толщину свода. Распор сводов не передаётся более на стены (его воспринимают наружные конструкции: аркбутаны с передачей на контрофорсы). Стены несут лишь ограждающую функцию, что даёт возможность увеличить площадь окон, т.е. ликвидировать проблему ранних эпох в недостаточности освещённости зданий. В готический период получило массовое распространение “фахверковый” жилой дом. Фахверк – это конструкция, основанная на деревянном каркасе с жёстко связанными между собой балками, стойками и раскосами, промежутки между которыми заполнялись кирпичом или камнем на известковом растворе. Деревянные каркасы имели сложную структуру с балконами и нависающими этажами.
В готической архитектуре возведению здания предшествует проект (в романской – достаточно было наброска с общими размерами), с выполненными на пергаменте чертежами (знаменитые Страсбургский и Кельнский соборы).
К готическим памятникам следует также отнести:
1.Собор Парижской богоматери (1163-середина XIV века)
2.Реймский собор (XIII век)
3.Собор св. Вита в Праге (XIV век)
4.Собор в Уэльсе (1214-1239 года)
5.Кентерберийский собор (1175-1503)
Готический стиль: господствовал в европейском искусстве с 12 по 15 вв. Главные памятники готики – соборы и ратуши – отличаются рациональной конструкцией, сложным по ритму движением стремительно возносящихся форм, обширным внутренним пространством, обильной каменной декорировкой. Широкое распространение имели стрельчатые остроконечные арки, сложные системы упорных арок (аркбутаны) и наружных опорных столбов (контрфорсы), витражи, каменная скульптура. Различают раннюю готику, носившую переходный характер, зрелую готику и позднюю – так называемую “Пламенеющую” готику, вычурные формы которой напоминают языки пламени.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 433;