АРХИТЕКТУРА XVII - 1-ОЙ ТРЕТИ XIX В.В.
В эту эпоху феодализм переживает последнюю стадию своего существования; эта стадия растянулась на 2 столетия в нарастающих волнах национальных буржуазных революций.
Эту эпоху знаменует последовательная смена в странах Европы 3-х основных стилей: Возрождения, барокко, классицизм.
Смена стилей в разных странах не была одновременной и зависела от социальных условий и культурных традиций. Родиной барокко была Италия, в которой этот стиль возник и получил наиболее яркое выражение (с XVII века). Истоки барокко относятся к 70-80 годам XVI века, к эпохе Возрождения, к Микеланджело – “отцу барокко”. Одной из ведущих стран классицизма была Франция, ставшая со 2-ой половины XVII века передовой страной в развитии западноевропейской культуры.
Этот период характеризуется интенсивным развитием инженерно-строительной науки, математики, физики, строительной механики.
Со 2-ой половины XVIII века во Франции складывается профессия инженера-строителя, специалиста, имеющего научно-теоретическую подготовку. В 1747 году в Париже была основана “Школа по строительству путей сообщения” – 1-ое учебное заведение, готовившее инженеров. В 1794 – создана Политехническая школа в Париже, крупнейший центр научно-технического оборудования. В ней работали крупнейшие учёные (Лагранж, Коши, Пуассон, Ампер, Навье, Бертолле и другие), с чьими именами связаны выдающиеся открытия в области математики, механики, физики, строительной механики, сопротивления материалов, статики сооружений, теории упругости. Меняется форма представления проектов: появляется пояснительная записка, включающая расчётную часть, чертежи и сопроводительное письмо.
В XVII-XIX веках получили развитие конструктивные формы. Крупным достижением сводостроения было создание куполов из 3-х оболочек. Таковы купола собора св. Павла в Лондоне, собор Пантеона в Париже, собор Инвалидов в Париже.
Барокко – связано с кризисом гуманизма, с наступлением феодально-церковной реакции, сильным влиянием католицизма. Эмоциональное начало, внутреннее напряжение, динамическое движение форм. Архитектурные композиции теряют черты гармонического равновесия: центрическое сменяется протяжённым, круг – эллипсом, квадрат – прямоугольником, чёткость ритмов – сложными построениями, многообразием пропорций.
Рациональность барокко – в господстве оси, симметрии, волевого принципа. Композициям придаётся фронтально-осевой характер с сильным акцентом главного фасада и глубинным развитием внутреннего пространства.
Пышная театральная по своему характеру архитектура барокко предназначалась не для широкой общественности, а только для “общественной”, для папских и княжеских дворов.
Ордер, оставаясь основным средством расчленения, полностью теряет конструктивность: его трактовка подчёркнуто декоративная, скульптурно пластичная.
Характерна для барокко и тенденция к выделению на фасаде торжественного портала.
В период барокко господство оси здания создаёт однонаправленную композицию площади, строго регулярной, осевой, ориентированной на главный объект, имеющий внушительные размеры, подчёркивающие его величие. Логическим развитием этой концепции явилось и чётко организованная композиция улиц, понимаемая теперь как целостный динамический ансамбль, которому подчинены отдельные здания.
Площадь: пьяцца дель Поноло – площадь у северного входа в Рим – с 3-мя расходящимися лучами улицами. В точке пересечения улиц поставлен обелиск.
Барокко: стилистическое направление в искусстве 17-сер. 18 вв. В этот период создаются огромные ансамбли, в которых архитектура, живопись, скульптура, садово-парковое и прикладное искусство сливаются в единое целое. Богатая многокрасочность архитектурных форм, вычурная пластическая обработка фасадов, динамизм. Одна из разновидностей искусства барокко – так называемый “Иезуитский стиль”.
Рококо: в начале XVIII века складывается манерный вычурно-декоративный стиль, характеризующий упадок абсолютистского строя. Это относительно кратковременное господство архитектурного стиля – построек крупнейших феодалов перед глубоким переломом в архитектуре – становлением классицизма. Рококо является формальным продолжением стиля барокко и проявляется в основном во внутреннем убранстве.
Рококо: стилистическое направление первой пол. – сер. 18 в., развившееся из барочного искусства. Получило развитие главным образом в архитектуре и убранстве интерьеров, отличается причудливостью и орнаментальностью форм, обильным применением резного и лепного орнамента и живописных панно. Излюбленные мотивы – изогнутые линии, завитки, разорванные картуши, стилизованные раковины, головки амуров и т.д.
Классицизм: классицизм характерен в XVII веке для стран с активным процессом нарастания силы капиталистического развития (Англия, Франция). Идеология восходящей буржуазии, ведущей борьбу за устойчивый рынок, за централизацию и объединение национальных государств, приводит к признанию разума, как основы организации государств и общественной жизни, подкрепляется доводами научного прогресса. Этот рационалистический подход к оценке действительности переносится и на область искусства. Образцом гармонического общественного устройства классицизм видел в античном мире, в примерах античной классики (отсюда и термин “классицизм”), однако, развивая 1) традиции Возрождения, классицизм многое взял и от 2) наследия барокко. Для классицизма характерны принципы чёткости и ясности ордерских членений, видимость конструктивности форм, уравновешенности пропорционального строя. Здания геометричны и рациональны, соразмерны с масштабом человека. Во всём господствует равновесие и гармония. В эпоху классицизма огромное внимание уделяется градостроительству и городскому и загородному строительству жилья.
Франсуа Мансар (1598-1666, один из основоположников фр. классицизма)разработал новый тип городского жилища знати – “отеля” с уютной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладных помещений часто сомкнутых вокруг внутреннего дворика. Особенностью отелей Мансара являются высокие крыши, под которыми устраивается дополнительное жильё – мансарда, названая так по имени её создателя.
Ансамбль Версаль (1661-1708) – грандиозный комплекс, впечатляющий королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства с огромным парком. Дворец – орокуе, в котором сходятся с одной стороны ось парка, а с другой 3 луча магистралей города, из которых центральной служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Ось дворца является главным дисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Идея “преобразования природы” и развития регулярных дворцовых парков привела к решительному преобразованию города: на основе принципа регулярности и ведения элементов ландшафта начинаются с реконструкций городов (Лондона, Парижа) и создаются целые ансамбли улиц и площадей. Реконструкция Лондона Иниго Длямса и Кристофора Рена (1666 г.)должна была опередить почти на 2 столетия грандиозную реконструкцию Парижа. Плану не суждено было быть осуществлённым, но он явился основой общего процесса возникновения и построения отдельных узлов города (ансамбль госпиталя в Гринвиче 1698-1729, реконструкция Сити).
В Париже продолжает развиваться так называемый знаменитый “парижский диаметр”, ставший в последствии главнейшей магистралью города. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта-аллеи Елисейских полей, во 2-ой половине XVIII века была создана площадь Согласия, а в начале XIX века – монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирования ансамбля, протяжённостью в 3 км. Автор Версаля Жюль–Ардуэ-Мансар (1664-1708) в конце XVII-начало XVIII веков. Создал ансамбли Круглой площади Побед, прямоугольной Вандомской, комплекс госпиталя инвалидов.
Классицизм: стиль 17 в., отличающийся “регулярной” планировкой архитектурных ансамблей, сочетанием рационального начала с парадностью и представительностью, развитием традиций античного римского зодчества и ордерной системы.
Градостроительство во 2-ой половине XVIII века: меняется отношение архитектуры с природой. Симметрия и ось уже не имеют прежнего значения в организации природного ландшафта. Французский регулярный парк уступает место “английскому парку” с живописной, подражающей естественному пейзажу композицией. В организации архитектурного плана города значительное место при этом начинают занимать интересы санитарного благоустройства строительства, размещения объектов торговой и производственной деятельности – проблемы большого города. В противоположность замкнутым площадям XVII в площадь Согласия – образец открытой площади. Начинает развиваться градостроительная теория. Особое внимание в теории уделяется ордерам и пропорциям. Теоретики французского классицизма – Ф.Блондиль (вторая половина XVII в.) и Ложье (XVIII в.) создают целую систему логически обоснованных пропорций, базируясь на рационально осмысленном принципе их абсолютного совершенства, на умозрительно выведенных математических правилах композиции.
В конце XVIII – начале XIX веков публикуются издания конкурентных проектов, которые дают возможность проследить развитие классицизма от своеобразной архитектурной романтики, увлечённой преклонением перед античностью до ампира – классицизма эпохи наполеоновской империи. В сравнении с классицизмом предыдущего периода ампир отличается большой суровостью и лаконизмом форм, преобладающим ордером ампира стал – греко – дорический. Контраст между колонной и гладью стены теперь усиливали использованием цвета: на светлом настильным тоне стен – белые колонны. Мотивом для скупо размещённых на гладкой стене украшений часто служили военные доспехи. Однако, в целом ампир – начало упадка стиля, выраженного в механической реставрации античных форм и в академическому прожектерству, это в конечном итоге привело к эклектическому смешению различных стилей.
Ампир: стиль первой четв. 19 в. – периода Империи Наполеона I(“Ампир” по-французски – Империя). Развивая линию позднего классицизма, этот стиль ориентировался на образцы и формы классического искусства античности, преимущественно императорского Рима. Отличается монументальностью форм, широким распространением массивных портиков, триумфальных арок и мемориальных колонн, использованием военной эмблематики в архитектурных деталях и орнаменте.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XIV-XVIII ВЕКОВ:
XIII-XIV века характеризуется жёстким гнётом и разорением Руси под татаро-монгольским игом.
С конца XIII в. Начинается возвышение Москвы во Владимирском княжестве. В XV-XVI вв. Москва стала центром государства, подчинив себе Новгород и Псков, которые в XIII-XIV вв. не испытав на себе татаро-монгольского ига достигли вершины своего развития.
В зодчестве выделяются след. Основные периоды Московского государства:
1.архитектура ранней Москвы и современных ей Новгорода и Пскова (XIV-XV вв.);
2.архитектура Москвы 2-ой половины XV-XVI вв.;
3.архитектура XVII в..
Дерево – основной строительный материал Руси в связи со своей дешевизной и доступностью. Дерево имеет меньшую теплопроводность, чем камень, сухость и пористость конструкции, лёгкость обработки и быстрота возведения. Образцом московской архитектуры сначала служили Владимирские постройки, но с конца XIV в. начинает сказываться влияние других школ (юго-западной Руси, Пскова и Новгорода). Столбы не имеют крестообразной формы, пилястры теряют конструктивное значение, наряду с конструктивными закомарами применяются декоративные (кокошники), окружающие основание барабана, в структуре подчёркивается ярусность, иногда понимаются угловые ячейки (Спасский собор спаса - Андроникова монастыря XV в.). Появляются первые бесстолпные Храмы (церковь в Коломенском конец XIV начало XV в.).
Возведение культовых и храмовых зданий Кремля и возведение его крепостных стен конца XV начало XVI вв. способствовало дальнейшему развитию строительного искусства. Традиции московских и других школ обогащаются опытом итальянских мастеров, приглашённых в Москву. Сводчатые конструкции получают распространение в конструкциях гражданских зданий, в покрытиях и перекрытиях палат. Особенно интересны сводчатые конструкции одноэтажных палат XV-XVI в.
1.В них получила широкое применение системы 4-х пересекающихся цилиндрических сводов (Грановитая Палата 1487-1491)
Рис.9
2.Более рассредоточенную нагрузку на стены даёт конструкция из 4-х пересекающихся цилиндрических сводов без продолжения их до плоскости стен (Борисоглебский монастырь начало XVI в.).Напряжения в этой конструкции убывают от середины стен к углам, где они равны нулю.
3.Оригинальной конструкцией бесттоянных храмов XV-XVI вв. явился крещатый свод, образованный в результате пересечения сомкнутого свода на квадратном основании 4-мя распалубками в толще конструкции.
4.Новаторский и самобытный конструкцией храмов Московской Руси были шатровые покрытия (XVI в.). Храм Вознесения в Коломенском 1532 г. Как правило шатёр имеет развитые по высоте пропорции, что значительно уменьшает распорные усилия. Основание шатра обычно – 8-ми гранное, опирается на квадратный в плане объём. Переход от четверика к восьмерику осуществлялось многообразными приёмами: ступенчатыми треугольниками, арочек-тромпов, рядом ступенчатых навесных арок и т.д. (церковь Покрова в Медведково 1634 г.).
Сводостроение в архитектуре Московской Руси достигло вершины в конце XVII начале XVIII в.
Наиболее значительные размеры цилиндрических сводов наблюдается у Трапезных палат Симонова и Новодевичьего монастырей (80-е годы XVII в.). Самая обширная трапезная – Троице-Сергиева монастыря (1686-1692 г.) имеет пролёт 15 м., длину зала – 34 м.
В сохранившихся до нашего времени гражданских постройках следует отметить перенос традиционной системы плана деревянного дома в каменные палаты подобно многочисленным объёмам-срубам различной высоты и формы с разнообразным завершением: шатровым, бочечным, “кубоватым” и т.д. Более скромные палаты строились как правило по 3-х частной схеме: сени на подклети (хозяйственная часть) и 2 основные группы жилых помещений: для приёма гостей и для членов семьи, разделённую на комнаты.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 402;