Архитектура 1п 17в. Мавзолей Тосегу в Никко и вилла Кацура в Киото.
Период Эдо – 1614-1868г, столицу перенесли в Эдо (Токио). Утверждение сегуната Токугава, развитие общества полно противоречий (экономика, идеология). С 30хг 17в правительство пресекает контакты с внешним миром, начинается период самоизоляции. Социальная иерархия разделана и закреплена в законах (замкнутые сословия). В архитектуре две основные тенденции – ностальгирующая (развивалась в Киото, связана со старой аристократией) и стиль самурайской верхушки (есть оттенок нувориш, очень вычурная лепнина и росписи). Развивается и искусство города; раньше художники горожан почти не изображали, теперь в их руках сосредоточилась власть и богатство, они создали свой театр и искусство, которое все пытали игнорировать. В итоге, сформировалось искусство Укие-Э (это живопись и графика). Для культуры характерно расширение ареала. Архитектура теряет роль ведущего компонента, строительство стандартизируется (модульная система).
Мавзолей сегунов Токугава в Никко, н17в. Город Никко, род прославляется задним числом, пышностью доказывается право на власть (здесь просто торт со сливками). В комплекс входят ворота Емеймон и Карамон (пышные, с резьбой, росписью и голубой черепицей) и мавзолей Тосегу, 1615-1623г. Перед ним аллея, основная – идея величия сегуна, он многокрасочный, но включен в природную среду, хотя декор доминирует над конструкцией. Есть каменный зал, есть смесь традиций (замковая архитектура с металлическими накладками, впечатление о китайской культуре эпохи Цин, синтаистские черты).
Вилла Кацура в Киото, 1620-1658г. Находится относительно далеко от Киото (живописное место). Императорская вилла, первоначально принадлежала принцу (сейчас принадлежит императорскому хозяйству), который был незаконным (не мог войти на престол). Это фантазия на тему жизни в хейянское время и на тему повести о Гендзи. План – зигзагообразные общие очертания, помещение расчерчено на маленькие прямоугольники. Вся площадь модулирована размерами циновки-татами. Есть и пространства с открытым дощатым полом. Но такие места, в основном, открытые. Есть Сад Мхов, место для наблюдения за луной и др. Вся архитектура в стиле сеин, главное здание состоит из трех частей: старый сеин, новый сеин, новый дворец, еще музыкальная комната, павильон «Сады и лютни», «Любования цветами». Дворец расположен в саду, там каменные дорожки, водоемы, павильоны. Зигзаг служит средством вписывания в формы ландшафта (так как это среднее между правильными кривыми и ровным прямоугольником дома из балок). Это нарочито скромное и сдержанное строение, лишенное пышной декорации самурайских замков. Нет металлических накладок, покрытие из дранки (как синтаисты, нет даже черепицы), нет окрашенных архитектурных деталей. Прыжок в истории назад. Сваи, на которых приподняты части здания, напоминают синтаизм. Стены – легкие перегородки на решетчатой деревянной основе, прикрытые бумагой. Могут передвигаться. Самодостаточный вид, не пытается произвести впечатление (архитектура суховата, как в чайном павильоне). Внутри стиль сеин, есть полки, бумага с печатным узором. В интерьере человек, как правило, сидит или передвигается на коленях, поэтому точка зрения – снизу. Важна плоскость пола, хотя она и пустая. Есть несколько павильонов. В том числе Чайный павильон Сеикен. Он уже выстроен не в монастырской традиции. Непритязательный павильон под растительной кровлей, использованы кривоватые подпорки, к павильону ведет каменный мостик. Мостик довольно узкий, чтобы по нему пройти нужно быть в определенной форме. Окна делались только в верхней части стены, чтобы вид на сад не отвлекал. Здесь площадь 4 татами, довольно большая. Пустой непритязательный интерьер. Естественные материалы.
43, 44. Искусство укие-э: становление, эстетика. Гравюра во 2п 18-н19в.
Понятие Укие-э употреблялось еще в буддийской традиции как синоним мирского и быстротекущего. В период Эдо его стали трактовать по-другому: будем веселиться, пока возможно. Раньше этот термин обозначал мир тщеты, теперь же он обозначает мир удовольствий. Потребители – горожане. Искусство Укие-э объединяет рисунок и гравюра на дереве (которая в 18-19в стала главным видом искусства). Возникает жанр красавиц (бидзин-га). Создаются ширмы и свитки.
Ширма, 1630г. Процессия красавец, у них бант пояса оби завязан впереди – значит, эта красавица из веселого квартала. Красавиц сопровождают служанки и мальчики-слуги. Основное в образах – это костюмы. Костюм – это первое и часто единственное, что позволяет выразить себя. Костюм Эдо состоит из нескольких кимоно, которые носят одно на другом. Нижнее белое, дальше другие цвета, подвязываются поясом Оби. В костюме доминирует сочетание нескольких орнаментальных мотивов.
Сигимур Дзи Хей. Влюбленные на фоне ширмы. Служанка подглядывает, на ширме в свободном порядке написаны стихи, причем осмысленные.
Есть и вертикальные свитки с одно фигурными изображениями красавиц. Все внимание уделяется костюму. Выражена линейная основа, легко читается контур – все предпосылки для появления гравюры. Орнаментика Эдо графична, имела укрупненный характер, мотивы не всегда влезали в грани костюма, мотивы орнаментики часто говорящие. Например, мотив колеса, плавающего или лежащего в воде. Смысл: колеса от колесниц замачивали в воде, чтобы они не рассыхались. Еще может быть смысл, выражающий поэзию быстротекущего момента.
Японская классическая гравюра, истоки: иллюстрации, ксилографические афиши и плакаты для театра Кабуки, живопись Укие-Э (основная тема – жизнь горожан, жизнь, обитателей веселых кварталов), живопись Момояма (там зачатки обращения к горожанам). Создатели: художник (эскиз на полу-прозрачной бумаге, клался лицом на доску), резчик (делал доску-матрицу), печатник, издатель (деловые функции). Это обрезная осевая ксилография (у доски осевой распил, а эскиз обрезался). Деревья использовались плодовые (вишня, груша, самшит), стволы небольшие, поэтому доски и гравюры продолговатые. Для одной гравюры могли делаться несколько печатных досок с различными цветами –делалось для цвета, иначе приходилось подкрашивать вручную. У гравюры три составные части: жанр актера, жанр красавицы, пейзаж. Развитие условно можно разделить на три периода:
· Ранний– 1680е-1764г (появление парчовой гравюры – нежный колорит (к красителям добавляли рисовую муку) и мелкий узорчатый орнамент; подкраска от руки, основная масса гравюр – черно-белые; в первых цветных использовались розоватые и зеленоватые цвета);
· Средний период – 1764-1800е;
· Поздний период – 1800е-1868г (кончается период Эдо).
Театр Кабуки – неотъемлемая часть городской жизни, все исполнители – мужчины. Часть пьес была на историческую тематику. В театральной гравюре широко изображаются моны – фамильные горбы актеров, которые в сильно увеличенном виде украшают кимоно. Моны сами по себе шедевры миниатюрной графики.
Хисикава Моронобу (1620е-1690е). Родоначальник сцен городской жизни. Любовно-лирические и жанровые темы, каллиграфическая выразительность. Большинство произведений имеют горизонтальный формат, с книгой их роднят и виньетки в углах листа.
Тории Киенобу, 1 (1660е-1720е). Работал в жанре актера, изображал их в самые драматичные моменты представления (момент «миэ» специально предназначался, чтобы зритель зафиксировал внимание на актере). Стал основателем династии (Тории имеют порядковые номера, тк это большая семья (старались породниться)). Черты укрупнены, легко читаются. Он располагал парные композиции из двух борющихся актеров на вертикальном листе бумаги, так он вносил в композицию движение и страсть. Многие герои полуобнажены, тела загримированы в красный (справедливая ярость и сила). Для передачи напрягшихся мускулов он использует мазки «мимидзугаки» (червеобразные, сам придумал). Два актера театра Кабуки в ролях. Ручная подкраска красным и желтым пигментами, силуэтность, каллиграфичность, но есть и динамика. Большая укрупненность мотивов и четкая графичная проработка костюма. У актеров 1 или несколько гербов, так как актеры тоже образовывали династии, рядом подписаны имена (но зрители понимали, кто играет). Дождь на мосту, 1750е. 2х цветная гравюра, жанр красавиц (две девушки и мужчина). Гравюра разнообразнее и тоньше по сюжетам, лиричнее и поэтичнее. Это тоже такая легкая и поэтичная эротика.
Окумура Масанобу (1680е-1760е). Более самостоятельный подход, он еще предпочитает горизонтальные форматы, но есть уже и вертикальные (не связаны с книгой). К 1740м выработалась техника 2х-3х цветной печати (которую применял и Масанобу). Он целенаправленно употребляет линии: для лица тонкие и нежные, для контура толстые и грубые. В основном, изображал юношей – актеров женских ролей. Работал и в области театральной графики, но не был таким новатором, как Киенобу Тории.
Тории Киямидзу, 1760е. Сцена купания, мытья в бане. Показывает элементы обнаженной фигуры. Двух цветная гравюра. Появляется развитая интерьерная среда, среда обитания, место действия, а не просто фигура.
На втором этапе развития расширяется круг тематики, раскрывается эмоциональный мир человека, применяется многоцветная печать.
Судзуки Харунобо (1720е-1770е). С ним связан расцвет гравюры, изобрел цветную печать (парчовая гравюра), причем большого формата. Начал печатать девяти цветные гравюры с 3х досок (комбинировал красный, синий и желтый), потом увеличил количество досок до 10. Создал новый идеал красоты: юная изящная девушка (начали с румяной толстушки, к сер18в пришли к хрупкой девушке). Он показывает героинь и в интерьере, и на природе (ново). «Девушки, идущие вброд», «Сушка нитей», «Девушка, поднимающаяся по лестнице храма». «Чтение письма», некоторые доски используются для вдавливания тисненых линий, пристально внимание к костюму. Ткани костюма дополняются сложенными на заднем плане тканями, интерьер в стиле сеин, также видим желобки между татами и перегородками.
Параллельно с Харунобо работали и театральные графики, как Тории, так и Кацукава (они вытеснили Тории).
Кацукава Сюнсё (1726-1792г). Основатель династии, жанр актера, в композициях часто встречаются триптихи (новая форма, хотел показать всех действующих лиц, а не одного исполнителя). Он создал жанровую разновидность «Зеленые комнаты» - за кулисы. Сивараху (примерный перевод – Погодите), появлялся в кризисных ситуациях, использовал стилизованный грим, основанный на пластике театральных масок. Гербы подчеркивают плоскостный и фронтальный характер гравюры.
Кацукава Сюнко (1743-1812г). Первые погрудные изображения актеров на веерах и плакатах.
Кацукава Сюнэй (1762-1819г). Погрудные композиции-портреты на листах большого формата. Оба продолжали творческие поиски учителя, старались конкретнее передать внешность актера.
Китао Сигэмаса (1739-1820г). Основатель школы Китао, жанр красавицы, характерно стремление, передать сходство в портретах знаменитых красавиц. Героини изысканы, костюмы драпируются, общая композиция всегда завязана в прихотливый узел линий и контуров.
Тории Киенага (1752-1815г). Отверг имя, подписывался Киенага, ушел от театра и стал изображать красавиц. Большинство его ксилографий изображают бытовые сцены (прогулки, шествия, светскую жизнь). Для героев характерно спокойное изящество. Его образы идеальны, пропорции удлинены. Характерны: тонкий овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза, черные густые брови. Также изображал и актеров, но предпочитал пьесы, связанные с жизнью высшего света. Он избегает наивной роскоши, одежды не отвлекают от силуэта, орнамент неназойлив, часто встречаются гладкие черные кимоно (первый воспел красоту черного). Не занимался портретированием. Знаменит триптих «12 месяцев на юге», «Чайный дом у бухты Синагава», 3 девушки, далекий пейзаж, корабли (появился пейзаж). «Луна над рекой Сумида», по ее берегам веселые кварталы, 2 девушки на лодке катают городского франта (на смену разодетым манекенам приходят просвещенные куртизанки), пейзаж развивается и наполняется лирическими чувствами; краска раскатывается валиком (переходы от темного к светлому мягче), появляются прозрачные ткани. «Вечерняя прохлада на берегу Окавы», 3 красавицы присели на помост и подставляют разгоряченные лица ветерку.
Китагава Утамаро (1753-1806). Жанровая гравюра. Учение Тории4, самостоятельно стал работать с 1790х, но сразу получил признание. Плавная линий, создал образ красавицы с изящной посадкой головы на удлиненной шее, с идеальным овалом, приподнятыми бровями, маленьким ртом – образ стал национальным воплощением красоты. Изображения дополнялись надписями в картушах. Сохраняя черты идеализации, старался выявить характер, различие примет внешности («10 женских характеров», «Дни и часы женщин», рассматривает сутки красавиц по часам). Героини не лишены жизненной достоверности (присуще сериям повседневного женского труда «Шелководство»). Интерес к человеку привел к созданию серии «Большие головы», полихромная ксилография большого формата; применял слюдяной порошок (эффект серебристого мерцающего фона). За шитьем: прием тонких тканей, девушка на коленях, мы видим ее через поднятую ткань (тк она выбирает ее). У коленей ползает ребенок. Три красавицы, 1792г: тонкие различия внешности (прическа, нос, высота лба). Это уже практически портрет. Серия выбранные песни, Любовь задумчивая: впервые начинает изображать огромные головы, усложняются прически, разнообразятся линии.
Тосюсай Сяраку (1794г). Мастер театральной гравюры к 18в. О нем не знаем ничего, сохранилось только 150 гравюр, работал 9 месяцев.. Загадочно: появился сразу зрелым мастером, издвался сразу же самым знаменитым издателем и в лучшем варианте (крупный формат, серебряные фоны). Погрудные портреты актеров: артистизм, накал страстей, стремление к характерности достигло апогея. Актер Отани Онидзе: театр Кабуки, бурные страсти, гротеск.
С третьем этапом связано появление и распространение пейзажа. Это последний расцвет японской классической гравюры. Выдающиеся мастера – Кацусика Хокусай (в ранние годы примыкал к школе Кацукава) и Андо Хиросиге (использовал технику тиснения – печать гравюры с помощью неокрашенных досок, которые создают вдавленные в бумагу линии, и раската – густую краску раскатывали валиком, в итоге, переходы от темного к светлому плавнее).
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 494;