Живопись эпохи Муромати, 1333-1573г.
Монохромная живопись «суми-е» была усвоена от Китая, как и иероглифическая письменность, она отвечала потребностям времени, так как природа – олицетворение законов мироздания.
Ловля рыбы тыквой, Дзесецу (дзенский монах), н15в. Это свиток, наглядное изображение невозможного. Толстый неповоротливый сом, есть и тыква, ее держит в руках то ли монах, то ли просто крестьянин. Это живопись тушью с небольшой подсветкой. Смысл – легче поймать рыбу тыквой (тыквой-горелкой), чем высказать истину словами. Ловит рыбу уже известный дурачок из чаньско-дзенской традиции.
Чтение в уединенной хижине бамбуковой рощи, Сюбун, 1448г.Основное – это горный пейзаж, но видна и маленькая хижина, и крошечный читающий человек. Все это нужно искать, в поиске помогает дорожка, которая проводит зрителя по горным грядам.
Священник Кандза, Као Нинга, 14в. Похож на стиль Лян Кая, очень мохнатый.
Хижина отшельника у горного ручья (или Отшельник в горной хижине), Минте, 1448г, Токио, Национальный музей. Довольно крупная хижина, вверху большой текст – вплетается и каллиграфия.
Сессю (Тою Ода), 1420-1506г, все в Национальном музее, Токио. Подписывался Сессю, художник Дзен. Известный монохромист, ориентировался на северо-сунский период. Попробовал себя в живописи в возрасте около 50л. Он очень любил северных художников, от них набрался важных технических приемов (мазки), большой масштаб. У него очень знаменит Длинный Свиток Пейзажей, 1468г. Здесь использован прием из хейянской живописи Ямату-Э, длинные диагонали делящие пространство, они придают динамику. Кажется, что такой пейзаж должен быть спокойным, но здесь целая буря эмоций. Свиток полностью монохромный, есть некоторые вольности в отношении с пространством и материей. Например, есть белый фон, он постепенно сгущается, вдруг превращается в каменную стенку, где растут деревья. Там лодки, мостик с людьми, крупный первый план. Зима, ок1480г. Самый знаменитый пейзаж. Сначала все очень классично, но дорожка, которая ведет нас заканчивается у дома (он где-то на 1/3 рисунка). Потом взгляд следует за линией-трещиной, которая уводит нас в небо. Зима – самый удобный сезон для передачи дискомфортности мира, острые мазки, тревожное настроение. Пейзаж в стиле хабоку, 1495г (ломанная кисть), кисть создает в быстром темпе некий пейзаж, кисть действительно должна летать и ломаться. 1 коряга, линия рвущаяся и передает эмоции. Мыс Ама-но Хасидате, 1506г. Понорамная композиция на горизонтальном свитке, это знаменитый мыс, где занимаются жемчужным промыслом. Есть и буддийский смысл, и топографическая достоверность. Вид на деревню сверху, огромное широкое пространство. Еще есть Пейзажи четырех времен года, 1480е.
Дзенская живопись выходит за собственные пределы как искусство. Она решает не живописные проблемы, а проблемы медитативные и другие, но при этом использует классику живописи.
Икю Сонзю, портрет 15в. Человек, надорвавшийся над медитацией (очень похоже на Ван Гога, только у того, человек, надорвавшийся над искусством). Показывает, что буддизм – это не избавление, а серьезная игра.
Также развиты медальоны на бумаге. Это учебное пособие для монахов, небольшие медальончики. История про быка: человек начинает искать быка, не понимает свою истинную натуру, несет веревку, ловит быка, а тот не хочет идти. Это несколько медальонов, все довольно карикатурно, не особо большое мастерство. В конце человек едет с быком домой, гармония. Приехав домой, человек обнаружил, что бык исчез, то есть его низменная натура растворилась. Вообще тема быка (буйвола) очень популярна. Буйвол – естественная часть человеческого существа. Наездник – разум.
Также были и просто изображения пустого круга. Квадрата или треугольника, 18в, сопровождались каллиграфией (вспоминаем 6 плодов хурмы). Это закономерный итог развития дзенской живописи, которая выходит за пределы. Решаются уже не художественные задачи, а медитативные, философские и другие, хотя для их достижения используются художественные средства (метод структурной работы кистью).
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 577;