Архитектура, скульптура и живопись Аджанты.
Аджанта – преимущественно буддийский, монастырский комплекс пещерных храмов на юге Индии (во время Кушан про пещеры забыли). Это утес в виде подковы с 29 пещерами. Резкий склон, берег реки. Река обмелела, индуизм процветал, монахов мало, Аджанту покинули (10в). В 19в храм нашли нетронутым. Расцвет Аджанты связан с Гуптами, но есть раннебуддийские часть – чатьи №9,10 (ок100г). Там фрагментарная ранняя живопись. Этот комплекс от более ранних (Карли) отличает то, что весь декор (живопись, пластика и архитектура) – это художественное единство.
Архитектура: несколько ярусов комплекса, в каждый храм вела своя тропинка или лестница. В конструкции используются монолитные столбы, предохраняющие от падения. Потолки плоские. Два основных типа: чатья (храм, продолговатые базиликальные молельные залы, 3х нефное апсидальное сооружение, завершающееся ступой) и вихара (келья, квадратные в плане залы, окруженные кельями монахов или святилищами со статуями Будды, при входе есть портик-терраса). Число келий возрастает по отношению к храмам, также они увеличиваются по размеру. В структуре чатий сохраняется солнечное окно, его очертания более подковообразные.
Скульптура: в трактовке каменного декора – напоминает ткани, которыми всё задрапировано. Впечатление скорее живописное, нежели скульптурное. Внутри – меньше скульптуры. Снаружи – много скульптуры, особенно вокруг портиков и входов. В вихарах мало скульптур, в основном, там живопись. Используется эффект мокрых одежд, тонкая проработка, иконография (прическа из мокрых прядей с пучком на макушке), неполированная поверхность, система жестов (12 хаст и мудр). Ступа превращается в трон с балдахином, где сидит Будда; скульптура портика раскрашивается. здесь складывается алтарная триада.
Живопись: располагалась, в основном, в викхарах; делалась только по сухой штукатурке, связующие вещества – растительные волокна (конский волос, рубленая солома). Два слоя штукатурки (грубый и нежный). Преобладает охристый колорит. Верхний слой штукатурка – тоньше измельченные порошки, тоже со связующими элементами (мед, яичный желток и тд). Верхний слой грунта полировали, делали подмалевок красной охрой (в Аджанте есть несколько незаконченных росписей). Красок не так много, но они роскошные (белила, сажа, минеральные красители). В основном, каждый цвет оставался в своих пределах, просто был в разной степени разбелены (цвета не смешивались). Объемы выполнены за счет растушевки контурных линий, чем ближе к зрителю поверхность, тем она светлее. Так как все вырублено в пещере, было ощущение давления потолков, чтобы его скрыть средствами живописи потолки облегчали (рисовали кассетрирование, легкие деревянные балки, дающие прорыв в небо (где цветы и птицы), балки могли раскрашиваться, украшаться меандром или свастикой). Основная тематика – жизнь Будды и джатаки (его прошлые перерождения), часто трактованы как сцены придворной жизни. В отличие от Бхархуты и Санчи здесь есть изображения не только народа, но и горожан, и придворных. Сцены не только в интерьере (нежащиеся принцы), но и на природе (охота, война, гости), благодаря чему можем реконструировать современную деревянную архитектуру. Множество изображений людей, иногда фигуры перекрывают друг друга, из-за чего создается ощущение глубины пространства, но изображения не отвечают требованиям прямой перспективы. Сцены не отделены друг от друга, переходят одна в другую, занимая всю стену. Для всех изображений характерны полузакрытые веки, оставляющие узкую щель глазного яблока, часто эта узкая щель нарочито продолжена и подчеркнута красиво изогнутыми бровями. Наиболее значительные росписи в вихарах №1,5,6,16,17 и в чатье №19 – живопись 5-7в, репертуар сцен из современной жизни. Есть единичные и многофигурные сюжеты (посвящены джатакам). Существует 547 канонических джаток, где рассказывается о долгом пути Будды. Первые – на палийском языке, в большинстве они зооморфны. В Аджанте темы джаток переработаны, это придворные вкусы и изощренная мудрость. В литературе распространяется стиль кавья (украшенный). Росписи воспринимались с пояснениям, часто сопровождаемыми подсветкой. Так как единственный источник света в помещении – дверь, а пространство большое. Скорее всего, освещали маленькими масляными огоньками и приемом с зеркалами (кто-то садился на пороге с зеркалом, ловил солнечный зайчик (он уже большой), размер зайца позволял выделить одну группу, о которой рассказывалось). Это проливает свет на отсутствие логики в расположении. Авалакитешвара (милосердие). Парчовое тхоти с жемчужными и иными украшениями, сложный и богатый головной убор. Свита придворных, где различные существа: небесные танцовщицы, ган и ганиты (небесные воинственные карлики), кинары (музыканты), лебеди и нечто вроде обезьяны. Также есть пара счастливых демонов (их тоже надо спасать), от всех отличаются парой клычков, тоже радуются будущему спасению. Сцена, где принц Гаутама объявляет супруге и окружающем женщинам, о желании уйти в скитания; в углу сцены видна часть белого коня. Из джаток выбраны темы, связанные с дворцовой жизнью. Сохраняется традиция использования мудр (символические жесты). Ладони окрашиваются в другие цвета – взято из танца, там ладони окрашивались, чтобы зрителям было легче прочесть жест. Будда в виде царя посещает отшельника (проповедника). На открытом светлом фоне, базируется на теплых, охристых оттенках.
Помимо джатак используются и другие источники: Авадан –сказание (придание) о путешествующем купце Симхаре, который попадает на остров к «сиренам» (днем прекрасные, ночью ужасные; полурусалки), те их соблазняют, купцы пытаются спастись.
Вихара №1: на фасаде – веранда с 6 колоннами разной отделки, квадратный зал, напротив входа – алтарь. там росписи: Будда на коне в окружении страж сторон света, которые несут копыта коня; джатака о Вишвантаре (выходит из дворца, становится отшельником, находит хижину – царевич изображен 4 раза); джатака о царе нагов-змей и джатака о царевиче Шибе (спас голубя). Алтарь: каменный горельеф Будды во время 1й проповеди (у ног – 2 оленя), примыкают 2 изображения: Шакья Муни (царевич с короной) и Авалокитешвара (получается философское прочтение: по бокам от учения царственность и милосердие). Свита Шакья Муни – монахи-брахманы и царевич с лотосом (если головка лотоса выше плеча, то это прославление Будды). Свита Авалокитешвары – митхуны и небесная музыкантша. В рельефе чувственность, эмоциональность, одухотворенность.
Чатья №19: вход оформлен портиком, солнечным окном и рельефами Будд, внутри –колонны, над ними – ниши с Буддами, ступа вытянулась: трон с балдахином, на нем стоит Будда.
Чатья №26: архитектурный декор подобен парчовыми тканям или драпировкам. Постамент ступы увеличивается –> богатый декор (там фигуративные изображения). На троне сидит Будда.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 728;