Формирование антропоморфной иконографии будд и бодхисатв в Кушанское время.

В раннем буддизме нет антропоморфных изображений Будды, к тому же, до буддийского собора (70го г) он не был обожествлен.

Будда заменялся цветком лотоса, деревом бодхи, колесом со спицами, ступой, что соответствовало священному пути Будды (рождение, первые шаги по распространению учения, проповеди в Сарнатхе, вхождение в нирвану).

После того, как буддийское учение получило значительное распространение в народе, священный путь Будды стал известен каждому, его начали изображать фигуративно. При этом отдельные этапы его пути передавались через мудры (особые положения ладоней рук и пальцев).

С 1в н.э. во всех крупных школах начинают появляться изображения Будды в человеческом образе. Нет единого мнения, относительно того, где впервые возникло фигуративное изображение Будды. Кто-то считал, что в Гандхаре (северо-западный район), которая испытывала греко-эллинистические влияния. Обоснованно считают, что образ Будды, в первую очередь Будды стоящего, сформировался не без влияния греческого Аполлона. Индийские искусствоведы говорят, что намного вероятнее, что образ Будды сидящего и стоящего сформировался под влиянием изображений Матхурских якш (которые намного древнее). То есть они говорят, что антропоморфный образ сложился в сердце Индии, на севере. Изображение Будды лежащего в нирване появляется гораздо позже. Еще надо принимать в расчет, что со времен Ашоки на Цейлоне процветал буддизм. Там существовала очень старая школа, изображавшая Будду в человеческом облике. Там была строгая ортодоксальная атмосфера буддизма в форме тхеравады, если судить по буддийским хроникам, там фигуративное изображение Будды существовало с первых шагов буддизма.

В Кушан сложились три основные школы:

Гандхара. Испытывала греко-эллинистические влияния, здесь образ Будды сформировался с участием Аполлона. Утонченные фигуры, сглаженные формы, выше техника обработки. Более утонченные, но холодные. У статуй вьющиеся волосы со стилизованными локонами. В большинстве случаев одежда на два плеча.

Матхура. На севере, в сердце страны. Только местные традиции, фигура очень массивная и крепкая. Со временем и здесь появляются гандхарские локоны. Одежда на одно плечо.

Амаравати. Здесь Будда стоящий с поднятой правой рукой ладонью к зрителям (абхаямудра, защита и покровительство). То, что одеяния богаты складками, сближает школу с двумя предыдущими, но складки не такие облегающие. Лицо ближе к овалу и более одухотворенное. Одежда на одно плечо.








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 622;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.