Искусство 6-8в н.э.
2п 6в-7в – постгуптское искусство. Дальше с 7-12(18)в Средневековье. При Гуптах произошел расцвет рафинированной городской культуры, а 6-8в – расцвет новобрахманской религии (индуизм), «Hindu revival». В сущности, это несколько реформированный старый брахманизм (тоже веды, тексты, но со средневековой трактовкой). Городская и придворная культура сменяется культурой, правителей, опирающихся на религию. Главную роль играют священнослужители. Развитие раннесредневековой храмовой архитектуры можно проследить в Декане и южной Индии, о храмах северной Индии известно очень мало. Произведения искусств крупных масштабов, целые города-памятники. Развитие буддизма перемещается из Индии в другие страны востока (сейчас там только 4% буддистов). Простому народу многого не хватало: непосредственного контакта с Божеством, яркости и тд. Буддизм – высоко интеллектуальное философское учение, а народу хотелось чего-то более эмоционального и яркого. Внутри буддистского пантеона жили и функционировали старые божества, поэтому их не забыли. Буддийская троица: Брахма (созидатель) –Вишну (охранитель) –Шива (разрушитель). В 7-8в процветают государства центральной и южной Индии, это индийское Средневековье. В это время сооружаются 100летние скальные и пещерные комплексы (но это не монастыри, в индуизме нет монашества, там отшельники). В 6в началась эволюция храма-башни (храмовый город в Айхоле, столица западной династии Чалукьев).
Айхола: Лад Кхан, 5в (предположительно самый ранний). Основная часть почти квадратная, окружает целлу, которая поддерживается 4 столбами, там находится статуя Нанди. Целлу окружает колоннада из 12к, вокруг которой еще одна (3я) ограда, открытая со стороны колонн. Перед основным зданием вестибюль (12к, по 4 в ряду) – уже заложена мысль о храме-башне. Слегка скошенные крыши друг над другом. Храм Дурги 6 в: сложение типа отдельно стоящего индуистского храма : куб с башней над алтарем-апсидой, есть сходство с чайтьей (апсидальная форма основного плана). Основные части: святилище (вимана) с целлой (гарбхагриха, с алтарем линга-йони внутри), притвор и помещение для молящихся (мандапа). Наружная часть напоминает открытую галерею на столбах. К вестибюлю с 2х сторон ведут лестницы.
Комплекс в Эллоре: место скопления индуистских скальных храмов, часто используется эффект нависающей скалы как средство выразительности.Храм Рамешвара (пещера № 1): усиление иллюзионистических эффектов скульптурного декора. Использует естественный рельеф местности, посвящен Шиве, обширный интерьер. Храм Кайласанатха 8в: вырублен из скалы вместе с декором. Не пещерный, но его обычно называют №16 среди пещерных храмов Эллоры. Строился очень долго. Находится посреди вырубленного из скалы двора 58х51м, на 33м уходит вглубь скалы. В плане большой прямоугольник 55х36м. Уже новые черты: скульптурный декор – монументальные сцены индуистской мифологии большой силы художественного совершенства. При входе – омовение богини Лакшми слонами. Она на лотосовом троне, рельеф освещается боковым светом, обход по часовой стрелке, тоже эффект нависающей скалы. Храм воспроизводит древние деревянные формы. Цоколь – слоны с приветственными гирляндами, контрастность. Верх – летящие небожители. Есть ассоциация с погибшими воинами, силен эффект хореографии. Дальше более печальные сюжеты. Подвиги Шивы: Шива с женой присели пообедать, пришел демон с 20руками и 10головами, залез в пещеру, начал раскачивать гору. Шива пальцем левой ноги зажал гору, демона засыпало. Рельеф Разрушение Трипуры: боги обратились к астрологам, нужно было в определенный момент попасть стрелой, позвали Шиву. Возничий на колеснице – Брахма, самый мудрый, 4х ликий, 4 коня-4 веды. Кони под углом, чтобы сгладить, выбирается фон и угол изымается. Колонный зал, там главная святыня – фаллос Шивы в алтаре (алтарь венчает башня – напоминание о внутреннем содержимом). Остальные храмы не так показательны для развития архитектуры, но важны как завершающий этап древнеиндийских традиций строительства скальных храмов. В другом храме Шива и кто-то женится. Рельеф с танцующим Шивой. На перпендикулярной стенке — 7 богинь индуизма. Еще есть богиня смерти. Еще один храм, еще один танцующий Шива. Перегружена деталями. Есть еще танец, связанный с разрушением мира. Джайнизм. Джайнская скульптура – широкие бёдра. В Эллоре соседствуют с другими религиями. Статуя Индры.
Пещерный комплекс на о. Элефанта: архитектура – слабый оттенок прежних времен, наскальная рельефная пластика великолепна. Весь комплекс посвящен Шиве, здесь разводили священных змей. Акценты на контрасте несомой и несущих частей, монолитная конструкция (разрушение одного столба ничему не грозит). Двери фланкируют дварапалы (божества), они же кариатиды. Никто не пытается преодолеть ощутимую тяжесть потолка. Восприятие 5м массивного бюста Шивы наступает внезапно, он двуполый. Здесь концепция шарти – женская энергия любого божества. Одна часть женская, вторая (правая) мужская, так как изображен в танце, то не уродец. (?): комплекс состоит из 7 пещер, самая значительная – Махесамурти. Три лика Шивы характеризуют его как создателя, спасителя и разрушителя.
Макабалипурам (Мамалопурам), близ Чинная (Мадрас). Длинная скальная гряда вдоль Бенгальского залива. По приданию Вишну гулял, ногами раскидывал камушки-гиганты, там создан комплекс. Виден процесс «hindu revival» - масштабные сопоставления очень большого с очень маленьким (вообще страсть к масштабу). От Паллавав (7,8в) лучшие произведения. Рельеф «Нисхождение Ганга»: на ограде площади, мягкий желтый песчаник, из-за бликов иллюзионизм (кажется, что фигуры движутся), 27х9м, закончен не полностью. Рельеф как бы разделен на две части, в центре расщелина, куда пускали воду, та лилась в бассейн, где купались люди (обряд), получалось, что люди оказывались сопричастны действу (все вместе: люди, слоны, небожители). В центре основное событие – все туда направляются. Сохраняется тенденция изображения живых существ парами, они еще более радостные и ликующие, чем в буддизме. Сюжет: гнев богов, задержан Ганг, Арджуна не смогу его отпереть, отшельник Бхагиратха попросил Шиву, тот открыл (поэтому в его волосах морские чудовища). Слева гении, Шива, Арджуна и отшельник; в центре расщелина, Наг, Нагиня, нагеныш (священный змей, подводный царь, туловище человека); справа люди и животные приветствуют богиню Ганги (большие слоны, маленькие люди, внизу на уровне человека слоненок – апелляция к чувствам). Апогей смешения зоо- и антропоморфных форм и мотивов. Наверху небожители (гандхарны и абсеры в буддизме прославляли Будду). Ратхи: модели храмов, вырублены из цельной скалы, 5 по именам эпических героев (Арджуны, Бхимы, Драупади (жена Пандавов), Сахадевы и Дхармараджа), из той же скалы и животные (лев, бык, слон – культ Шивы). Самая маленькая – ратха Арджуны (или Драупади): цельное массивное здание, квадрат в плане, покрытие в виде скошенного с 4х сторон купола. Похожее здание изображено на большом наскальном рельефе в качестве жилища аскета. Ратха Бхимы: ярусное строение с «бочкообразным» сводом, прямоугольник в плане, дверь на узкой стороне, напоминает древне буддийское окно чайтьи. Ратха Сахадевы: «бочкообразный» свод, но уже многоярусная постройка. Ратха Дхармараджи: квадрат в плане, завершается надстройкой пирамидальной формы. У всех ратх имитированы этажи (многоступенчатое построение) и многие декоративные архитектурные детали повторяются. Скульптура рядом с ратхами: разнообразится характер персонажей (возраст, диапазон существ расширяется, востребована «детская» тема). Скульптура никогда не отрывается от рельефа, скульптора не волнует проблема баланса, арматуры и то, как будет стоять скульптура. Один из редких примеров круглой скульптуры – семейство обезьян. Почему-то, в круглой скульптуре сделаны только животные (может они прочнее стоят на земле). Это трогательные банальности: они расположены друг за другом, мама кормит грудью детеныша, папа вычесывает у мамы блох. Прибрежный храм в Мамалопураме, 8в: отдельно стоящий, квадратная целла, вестибюль, зал для собраний на колоннах. Над целлой и залом шикхары (многоярусные, с круглой подушкой), храм обнесен каменной оградой, на которой восседали быки Нанди (Шиве), есть борьба Шивы со львом. Пещерные храмы: вырублены в скале, вестибюль (в форме веранды) поддерживается колоннами, много открытых фасадов. Храмы посвящены Вишну и Шиве (их воплощениям и семьям), внутри много рельефов. В рельефах продолжаются гуптские традиции (вытянутость, линеарное совершенство). Пещера 5 братьев Пандавов: крупный рельеф Вишну. Храм Тримурти (один из триады): крупные фигуры, посвящен Шиве. Где то есть рельефы аватара Вишну.
Большой храм Кайласанатхи в Канчипураме (старая столица Паллавов): памятник за пределами Мамалопурама. Соотношение различных частей напоминает соразмерностью Прибрежный храм. Главное здание тоже имеет пирамидальное завершение (горизонтальные ярусы заканчиваются куполом).
Пирамидообразные и «бочкообразные» покрытия отличают южноиндийские храмы от северных. Для северных характерна устремленная вертикально вверх башня-шикхара, храм имеет сравнительно небольшие масштабы. На юге, наоборот, стремятся ко все более грандиозным храмовым комплексам (переходят от отдельных храмов к храмовым городам, обнесенным колоссальными каменными оградами).
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 336;