Архитектура Южной Индии 9-15в.
Период Чолов – расцвет средневековой южной Индии. Здесь контроль у ортодоксального брахманизма, храмы превращаются в храмовые города (разработана система дворов, территория огораживается, изнутри – это галереи). В 11 и 12в Чолы были самой могущественной династией в Индии. Архитектурный стиль продолжает стиль Паллавов, просто приобретает большие масштабы и распространение. К храмам добавляются дворы и большие ограды, строятся особые залы и мощные ворота с башней (гопуры). Гопура – отличительный признак южной архитектуры. Храмы в плане прямоугольные, ярусы громоздятся друг над другом, слегка сужающаяся к верху башня заканчивается «бочкообразным» сводом. Большинство южноиндийских храмов посвящено Шиве. Первоначально фигурные украшения на храмах были относительно скупы, но отличались тщательным художественным выполнением. С усилением власти Чолов наблюдается тяготение к расширению объемов, большей пышности и помпезности (чрезмерное обилие фигурного декора храма).
«Большой храм» храм Шивы в Танджоре, 11в (1012г). Обнесен стеной, шикхара теряет выраженную башнеобразность, эта функция переходит к надвратной гопуре (это скорее прямоугольник в плане, чем квадрат, широкие части обращены внутрь и наружу, а не по бокам). Скульптура здесь ведет себя скованно и играет подчиненную роль. Гопура доминирует по высоте над храмом и городом, покрыта скульптурой. Южные храмы приобретают монастырский уклад, неясные.
Шива Натараджи (царь танца)в Чидамбараме, 12в. Надвратная башня гопурам – сплющенная пирамида, покрыта скульптурой. Вокруг храма прямоугольный двор с галереями, там также есть и дополнительные постройки – беседки на столбах. Есть и бассейн – ступенчатый водоем, он подобен перевернутой гопуре. Все стены храма покрыты скульптурой танцующих персонажей.
Храм Шивы Натараджи в Брихадешваре, 985-1009г. Самый большой храм Шиве в Индии (самый величественный и богатый). Когда-то был храмом крепостью, обнесен двойной стеной со рвом. Построен в династию Чолов. Большая надвратная гопурама. Множество изображений как танцовщиц, так и танцующего Шивы.
Храм Дурги в Айхоле, ранний тип храма. Те же две части, к алтарной части примыкает зальная (храм подобен чайтье, тоже абсидальное завершение). Декор выносится на поверхность храма, в 4х гранной шикхаре есть многофигурные композиции (в отличие от севера), но в основном, геометрические формы, большинство изображений божеств находятся на цоколе. Помещение 1 уровневое, как внутри, так и снаружи, над алтарной частью возвышается шикхара (но немного), храм обнесен галереей. Дурга – супруга Шивы. Храм прозрачнее северных. В Айхоле около 30 храмов, все они обнесены единой стеной, строились с 9 по 12в.
Храм (Хойсалесвара) в Халебиде, 12в. В Халебиде сохранилось два храма Хойсалесвара (шиваистский культ индуизма) и Кедарешвара. Они стоят на постаменте, который имеет звездчатую форму. На юге важную роль приобретает планировка, развиваются закрытые огороженные дворы, по периметру они обнесены галереями на столбах и колоннах. Есть общественный при храмовый водоем для омовений (высыхает в сухой сезон). Цоколь: внизу изображены слоны, вверху фризы с танцорами. Скульптура измельченная, ювелирная, орнаментализированная, сплошное нагромождение. Храм Хойсалевара – 1 из 3 уникальных храмов, принадлежащих к стилю хойсала (еще в Белуре и Сомнатхапуре). Характерно для стиля использование кладки без раствора (некоторые камни скреплены скобами), потолки внутри мандап в виде ступенчатых сводов, но это не видно снаружи, внутри еще круглые колонны «пухлой» формы; для скульптур использовали стеатит (мыльный камень), при окислении он твердеет и дает гладко отполированную поверхность. На каждой стороне многоугольника Божество, вверху сюжеты из Махабхараты, ниже птицы и узоры, потом всадники, потом львы, потом слоны. Всего 4 входа, над ними резные панели. Над фризами в стенах отверстия в виде окон с решетками. Напротив 2х боковых входов мандапы с черными монолитными фигурами Нанди.
Храм Вишну ансамбля Шрирангам в Мадураи, 15в. На юге культура индуизма сохраняется дольше. Почти ничего нового, только воспроизводятся найденные формы, это уже остановка развития. На стороне внутреннего двора изображения всадников (кони на дыбах), всадники опираются на фигуру львов-грифонов, а те на меньшие фигуры. Эти всадники сами еще являются кронштейнами. Скульптура сухая и графичная, затейливая и атектоничная, довлеет над архитектурой.
Бронза: билет №13.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 446;