Ханьские погребальные рельефы и мелкая пластика.
После Цинь Шихуан Ди приходит династия Хань (206г до н.э. – 220г н.э.). Хань Жи – самоназвание китайцев, пошло с эпохи этой династии, когда впервые произошло самоосознание народа. В этот период прекрасное устойчивое государство, развивается иероглифографика, искусство. Города по регулярной планировке, ориентированы по сторонам света, прямоугольные. В основном, памятники периода сохранились в погребальных комплексах. Открыт Великий Шелковый Пути (это сеть путей, а не прямая). В конфуцианстве император – власть неба, государство приобретает воспитательную функцию. Создалась первая легендарная история Китая (культ первопредков, повествование о золотом веке). Упрочнилось конфуцианство (искусству придается важное государственное воспитательное значение). Господствует повествовательное начало. Планировка усадьбы 2х типов: саньхэюань (двор обрамляется 3мя павильонами и воротами) и сыхэюань (двор ограждают 4 павильона).
Архитектура: можно судить по глиняным моделям из погребений. Стоечно-балочная система, многоэтажный, черепичное покрытие, стены покрыты штукатуркой, плетеные. Большой вынос кровли поддерживает зонтичная система кронштейнов.Появился тип жилой пагоды и богатые усадьбы с внутренними дворами.
Погребения: гробница Улянцы в провинции Шаньдун (147-163 г.), погребения в Сычуани. Комплекс: аллея духов (обрамляли скульптуры крылатых львов и пилоны), надземная часть (почти плоское прямоугольное здание с рельефами) и цытаны (небольшие надземные святилища). Применяли кирпич и камень, отсюда усложнение планировки (подземное пространство расчленялось стенами и колоннами на ряд помещений). Двух ярусные: в подземной части само захоронение, там много скульптур, утвари, моделей и тд.
Рельефы: стилистическая общность, покрывали стены сооружений в виде лентовидных композиций. Наиболее содержательны рельефы Шаньдуна (Улянцы) и Сычуани (отражают изменения о миропорядке, произошедшие в первых веках эры, например, природа уже не специальный мотив). В назидательных сценах спокойный ритм, в сценах борьбы движение неразрывно и слитно. В изображениях выработаны четкие каноны, но выявляются не характеры, а типы, подчеркивается не эмоция, а действие. Боги больше людей,но одеты в такие же костюмы чиновников. Это плоский, неглубокий контррельеф (фигуры изображений находились на поверхности, фон убирался в глубину). Среди ханьских рельефов находим огромное количество сюжетов. Рельефы Улянцы в провинции Шаньдун (147-163г): широко повествуют о соотношении жизни людей со светилами и сторонами света. 3 прямоугольных святилища отражали представления о стране бессмертия, важное место отведено назидательным легендам, плоский рельеф. Многофигурные композиции расположены фризами: сцены пира, сражение у моста. Всего 3 регистра: верхняя часть не сохранилась, потом казнь, потом Фу Си и Нюй Ва (супруги демоны со сплетенными змеиными хвостами, направлены в разные стороны, в руках у них линейка и циркуль – архитектурные атрибуты, так как они строители мира). Нет глубины, смешение масштабов (больший размер, большая значимость). Сцена с колесницей – встречающие с дарами, конкретизируется пространство, вводятся иероглифы. Рельефы в Сычуани: кони, охота на уток, очень изящный гравированный плоский рельеф. Еще один рельеф – приезд в храм. Храм и служители, к ним под паланкином едут чиновники (у них у всех разные чиновничьи шапочки). Многофигурная композиция, есть чудесные собачки и лошади, где-то посередине есть изображение уточки. Рельефы совсем небольшие – в длину где-то около 1-2 метра, в ширину около 30-40 см. Каждая сцена отделяется от другой вертикальной табличкой с надписью, уточняющей сюжет.
Мелкая пластика: Скульптуры коней («Ханьский пегас») из гробницы: крепко сбитая, приплясывающая лошадь, точный баланс, конь опирается только одним копытом на подставку в виде летящей птицы. Это уже поэтическая метафора, отлитая в бронзе. В Индии все уходит в круг поэтому статично, здесь же, наоборот, динамика. В подземных камерах много произведений прикладного искусства и мелкой бронзовой пластики. Особенно известны зеркала. Они были бронзовыми, полировались с одной стороны, с другой орнамент. Очень интересны фигуры певцов и музыкантов, на фоне воинов из гробницы Шихуан Ди, они вообще не проработаны, сильно стилизованы и пока не поняты учеными. Например, есть фигура акробата (для покойного много увеселений).Гирьки (подвески) для рукавов одеяний использовались, чтобы рукава не сильно развивались. Идет мощное производство шелков. Леопарды – золото, червленое серебром, глаза – рубины. Курильница для ароматов в форме мифологической горы Го Шан. Тоже изображена Вселенная: две сферы. Подземно-подводный мир и горний небесный. Схема мира жива, но уже другое содержание, оно метафоричное и поэтичное. Сосуды: для бронзы характерны утилитарные формы, почти полное отсутствие орнамента.
Живопись: росписи из Лио Яна: парадный въезд. По оштукатуренному камню, разный масштаб. Едут два господина, рядом несколько слуг меньшего размера. Локальные простейшие цвета, абсолютно гладкий однотонный фон, ленточная композиция. Погребение знатного сановника уезда Ванду (126-144г): большое сюжетное и стилистическое соответствие рельефам. Неяркие и светлые тона, прозрачные минеральные краски, выделяются контурные линии, выразительное мастерство линейного штриха.
Конец: 3в н.э., культура сметена восстанием рабов.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 763;