Искусство 5-3в до н.э.
После периода Шан (Инь) начинается период Чжоу (12-3в до н.э.). В Чжоу в изображениях начинает что-то происходить, появляются действия, многофигурные композиции. В это время сосуды еще могут делиться на вертикальные и горизонтальные зоны. Часто используется свастика, ее вращение обеспечивает соединение круга и квадрата. Чжоу делится на западное (1027-771г) и восточное, которое делится на Чунь тю, весна-осень (771-481г) и Чжаньго, Воюющие государства (481-221г). Наилучшие памятники оставил период Чжаньго.
В это время закладывается фундамент последующей культуры, развиваются принципы каркасного градостроительства и регулярного градостроительства. В это время развилась пышная придворная жизнь, соответственно, происходит расцвет прикладных искусств. В 5в до н.э. появились две философские системы: конфуцианство (обосновывало социальную иерархию, государство – одна семья) и даосизм (теория о дао – изменчивости мира, интерес к натурфилософии, Ян (мужское начало) и Инь (женское), более многоплановый подход к природным явлениям и поэтическое осмысление).
В сосудах изменился стиль, утратился магический смысл, формы стали обтекаемыми, орнамент сменился тонкой инкрустацией. Ярусов больше 3, между ними нет четкого деления. Орнаменты проще, нет мифологических нагромождений. Пространство делится на ленты со сценами, круг сюжетов расширился, все стилизовано и нереалистично.
Зеркала: бронзовые, круглые, без ручки. Есть дырочка для шнура, в центре квадрат, вокруг орнамент.
Лаки из Чанша (погребение), провинция Хунань: деревянные изделия, часто коробочки, покрыты лаковой росписью. В изображениях появляется архитектура, пространство конкретизируется, тонкий орнамент. Как правило лаки красные, черные и белые.
Фигурка зверя Тао Тэ (из Французского музея), выполнен из лака на деревянной основе (роспись лаком), на голове реальные оленьи глаза. Он пожирает змею, лаком выписаны чешуйки, усы и другие мелкие детали. Но он уже не мощный мифологический символ, а милый зверек.
Коробочка для белил: стоит на трех ножках, воспроизводит формы древнего ритуального треножника. Она расписана лаком. Здесь уже лентовидная композиция с изображением людей. Люди уже приобретают признаки: пол, чин, возможно даже возраст, уточняется их местонахождение (открытое пространство или интерьер). То есть происходит конкретизация образа человека. То есть происходит эволюция представлений и образа человека.
Живопись: выделилась в самостоятельный вид, впервые используется шелк. Рисунок наносится тонкими штрихами туши, это схематичная картина, но уже заложены последующие принципы.
Есть надписи на гадательных костях. Иероглифическое письмо имеет идеографическое происхождение. Почти все иероглифы изначально имели функциональное назначение: посчитать количество голов быков в стаде, показать рисовое поле и тд. Иероглифы – это как бы вид сверху на предмет.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 514;