Искусство буддизма в Китае 4-6вв.

На протяжении 4-6в утверждаются феодальные отношения. Это период раздробленность страны на сереную (центры Пинчэн и Лоян) и южную части (центр Цзянькан),поэтому период еще называют искусством северных и южных династий. Распространение буддизма в Китае связано с династией Северная Вей (386-532г), государство создали сяньбийские племена Тоба, 4-6в –ранний буддизм. В 1в.э. монах Годхид Хан основал секту созерцания Чань (Дзен), это форма хинаяны, но реальные памятники буддизма стали появляться только в 4в, и это махаянистический буддизм. Люди равны перед страданиями, спасение в мирской жизни возможно, Конфуций и Лао Цзы включены в пантеон.

В Китае появляются скальные и пещерные монастыри, их традиция распространилась через южную и центральную Азию (Пакистан, Афганистан, южные провинции Китая). Там крупномасштабные буддийские композиции, центр – Будда, предстоят два бодхисатва. Строились и пагоды, по назначению – это реликварий (как индийская ступа).

Пагода Сунъюэсы, 520г. Провинция Хэнань. Кирпичная, граненый цоколь, на 2м этаже пилястры. Четкое членение на 15 ярусов, мягкая кривизна (еще есть схожесть с индийским кукурузным початком), ось – центральный столб.

Пагода Диких Гусей, 652г. Кирпичная, неоднократно перестраивалась, сейчас 7 ярусов. Уже нет индийской плавности, четкий пирамидальный силуэт. На каждом ярусе на каждой по 1 полуциркульному окну. В подошве камера с реликвиями.

Скальные храмы и монастыри не имели четкого плана и упорядоченной системы. Как правило, строятся они в известняке или лессовых скалах, хаотично разбросаны. Помещения по типу чайтий и викхар, иногда потолки держит центральный столб (в форме пагоды), но нет колоннад или галерей, все не конструктивно, а орнаментально (стена делится на ярусы с нишами для скульптуры). Лунмэнь в Хэнань, Могао и Юньган – наиболее значительные храмовые комплексы. Лунмэнь, «Каменные пещеры у Драконовых ворот», к5-к9в, известняк. Большинство украшений относятся к Тан (в тч Будда Вайрочана, 670е). Характерно изящество пропорций, графическая четкость прорисовки деталей, плавная трактовка форм. Цяньфодун близ Дуньхуан («Пещера 1000 Будд», еще называется Могао по крупнейшей пещере), 4-14в. Много свитков, живопись делится на 4 периода от Северной Вей до Юань. Юньган в Шаньси, 5-6в.

Скульптура: скульптура очень таинственна, есть понятие вейская улыбка, также пухлые щеки, костюм с закрытыми плечами (обнаженность не допускалась). Трактовка костюма плоскостна, переходит в гравированные линии, вырезанные на поверхности. Пещерный храм Юньган, 5в. Песчаник, высокие, скругленные у потолка гроты, здесь находится колоссальная статуя Будды (пещера №20, 5в), 15м, в позе лотоса, широкие плечи, руки на коленях, большие уши, фронтальная, тяготеет к плоскости, располагается в гроте в пещере (передняя стенка обвалилась, теперь все видно). Тяжеловесный, полуулыбка, строго фронтальная точка зрения, орнаментальное расположение складок, нимб нарисован на стене грота, вокруг него рельеф «небесные гении и музыканты»; рядом бодхисатвы (стоят, руки на груди). Это еще этап идолов. Много антропоморфных композиций Будд и бодхисатв. В пещерах есть ниши, каждая из которых представлена в виде пещеры, где сидит Будда. Много и периферических персонажей, особенно, дев-апсер (совсем плоскостный рельеф). Апсерам передаются черты китайской мифологии (летающие девы, феи). У нее шелковый бант в прическе и шелковые шарфы, по ногам видно, как вольно автор обходится с анатомической правдой. Повторение одинаковых фигур, сопоставление высокого и низкого рельефа, сплетение повествовательных и орнаментальных мотивов – динамичный ритм. В эпоху раннего буддизма продолжается развитие погребального рельефа.

Могао (Дуньхуан), 4-6в (основные). Практически, это первый буддийский монастырь в Китае, центр проповеди (живопись играет разъяснительную роль, сопровождается проповедями). Лессовые склоны, скульптурное и архитектурное оформление неразрывно с живописным. Многие росписи на тему духовных подвигов Будды Шакьямуни (узкие фризообразные композиции), вытянутые пропорции, условная трактовка тел, колорит основан на красных, серых, светло-зеленых тонах, неяркий, тоже выражал отрешенность. У каждой пещеры свой вход, внутри не соединялись, не было лестниц и террас. Доступ по системе деревянных лесов (как ласточкины гнезда). Так как леса прекрасно горели, росписи поменяли цвета. Внутри были и скульптурные композиции, они покрывались штукатуркой и расписывались. Три ниши, в центре Будда на троне с нимбом (Солнце), в боковых бодхисатвы в позе лотоса. Есть и раскрашеные лессовые статуи с вытянутыми пропорциями, более мягкими чертами. На потолках изображаются деревянные дощатые потолки, характерные для китайской жилой архитектуры – они облегчают эффект нависания камня. Стенописи по сухой штукатурки. Основные изображения – джатоки (перерождения Будды), причем зооморфные (в Аджанте придворные). Часта тема лирической жертвы (до этого в китайской традиции такого не было вообще). Джатока о тигрице (в Индии почти не изображалась), ярка тема личной жертвы, Будда изображен несколько раз. В верхней левой части его сопровождают 2 ученика, прогуливается по лесной местности, потом он видит на дне пропасти тигрицу с детенышами, которая уже готова съесть одного из своих детенышей, чтобы спасти остальных. Чтобы не волновать учеников Будда их отослал, поседел, подумал, спрыгнул с утеса (как пловец) с расчетом, что он сам умрет при падении и тигрице не придется убивать его и портить себе карму. Тигрица есть его бренное тело, и спасает детенышей. Тела написаны как иероглифы. В оригинале на дне ущелья Будда увидел тигрицу, которая была на дне ямы с 5ю детенышами и не ела 7 дней. Переводчик перепутал и написал 7х тигрят, которые соответственно, не ели 5 дней – это распространилось по всему Дальнему Востоку. В целом, смутное смутное, тревожное, есть некий экстаз новообращенных буддистов, нечто, напоминающее ведение. Джатока о золотом олене. Будда родился в виде золотого оленя (его шерсть переливалась будто золотая, переводчик ошибся, в результате олень стал инкрустирован золотом). Здесь два лентовидных рельефа. Однажды странник (беглец) увидел оленя, умолял его перевезти на другую сторону реки, кроткий олень согласился, зная, что беглец его погубит. Пейзаж обозначен гребенками гор, каждая гора – треугольник, разноцветные горы образуют диагональные кулисы, которые разделяют сцены. На другой ленте спасшийся беглец и три стражника на конях. Интересны кони, у них изломанные тонкие ноги (похожи на древнерусских). Беглец выдает место оленя царским стражникам, и на него начинается охота, оленя пленяют и привозят ко двору. Но олень начинает проповедовать буддизм человеческим голосом, проповедь достигает глубин души, правитель и двор обращаются в буддизм и олень процветает. Изображение бодхисатвы. Рядом маленькая фигурка – душа человека. Есть полетность, функцию которой берут на себя шарфы. Явно использовался и трафарет, и геометрические элементы, и руководство по рисованию. Есть нимбы. Тело бодхисатвы состоит из геометрических фигур, нарисованных по циркулю. Сюжет 1000 Будд. Будда совершил чудо, стал 1000ликим, чтобы его ученик уверовал. Небесные музыканты. Толстая черная линия, плоские геометрические фигуры составляют тело, есть динамика (ее передают шарфы). Обобщенность, использованы трафареты, изображения в арках, яркие локальные краски. Пахота. Похоже на Матисса: поле с бороздками (вид сверху), деревья в другом масштабе (условные). Пахарь с плугом, двое быков. Все похоже на раскраску, человек нарисован схематичный, маловыразительный атлет. Звери нарисованы намного техничнее, но похожи на иероглифы (древняя традиция). Интересно изображение пейзажа. Поле показано сверху, как иероглиф (квадрат, вид сверху, расчерчен двумя линиями на 4 части). Два быка: белый и черный, у белого синие копыта, у черного белые, они как будто улыбаются.

Майцзишань, росписи 7в.Небесные музыканты: 4 фигуры среди цветочного дождя, языков пламени и облаков-цветов. Кажется, что они все разные, но если смотреть на контур, то он один и тот же (включая шарфы), то есть используется трафарет, меняется только наклон головы, музыкальный инструмент и цвет. Еще сюда вкрапливаются древние мифологические образы. Энтузиазм в вере некоторые исследователи называют «пламенеющим стилем северовейского искусства».

Лунмэнь. Тоже есть вкрапление древних мифологических образов. Появляются мотивы торжественных шествий донаторов с китайским типом лица, облачены они в китайские придворные одежды. Вновь торжество линейного ритма.

(Продолжение в следующем билете).








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 568;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.