Государство и общество в Древнем Китае

Древнекитайское общество - типичная восточная деспотия. Власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она явля­лась также сакральной: император провозглашался «сыном неба» — верховного духа, дававшего «добро на правление». В управлении го­сударством император опирался на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного, сель­скохозяйственного процесса. Китайское государство взяло на себя уп­равление экономикой. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, то от их благополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи. Государство занимало очень высокое место в системе ценно­стей, а представители государства — чиновники имели самый высо­кий социальный статус. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой.

Можно сказать, что в жизни древнекитайского общества не было ничего важнее организационной функции. Организованы и упорядоче­ны были труд, отношения между людьми, земельные площади. Все было организовано четко и слаженно. Для того чтобы государственный аппа­рат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система. Основой успеха и продвижения по социальной ле­стнице становилась не родовитость, а личные заслуги чиновника, его образование, которое очень ценилось в Китае. Ученость и эрудиция предполагали высшие знания и добродетель в человеке. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными, поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Сам принцип выдви­жения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность были провозглашены еще Конфуцием.

В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена. Система чиновничье-бюрократического аппарата, или мандарината, становилась опорой государственной власти. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников-мандаринов стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилиза­ции. Естественно, что носители знания (мудрецы, художники, фило­софы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.

Начало создания мощного управленческого аппарата было положе­но Цинь Шихуанди, который за время своего короткого правления создал основу имперской государственности и социально-экономи­ческой системы Китая. Для управления крупной империей нужно было унифицировать все стороны жизни ее населения, уничтожить проявления малейшей самобытности. Живое многообразие рассмат­ривалось лишь как препятствие на пути к объединению. Во времена правления Цинь Шихуанди критерием учености стали верноподданичество и угодничество по отношению к власти. Безжалостно уничто­жилось все, что не соответствовало идее империи и существовавшей власти, императору приписывают высказывание: «Книги — в костер, учеников — в яму». Преследовались исторические книги, поскольку ученых обвиняли в том, что «они изучают прошлое для того, чтобы критиковать сегодняшний век». Исторические книги были публично сожжены, многие ученые бежали в горы. В стране насаждалась атмо­сфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вы­рождался умственно, нравственно и физически. Древнейший историк Сыма Цянь отмечал, что после правления династии Цинь людей в боль­ших городах осталось «из десяти лишь два или три». Аналогичные опу­стошения произошли и в области нравственной культуры, поскольку наблюдались случаи людоедства.

Не нужно думать, что тоталитаризм и культура исключают друг друга, поскольку они предполагают нечто общее в своей основе, а именно: организованность, четкость и порядок. Вот почему в исто­рии требование порядка и культуры нередко оканчивалось установ­лением тоталитарных режимов, а тоталитаристские настроения в об­ществе часто маскировались заботой о культуре и всеобщем порядке. Но тоталитаризм, как и рационалистически понимаемая культура, когда она сводится к определенным правилам поведения или к коли­честву прочитанных книг, ведут к однообразию в общественной жиз­ни, к снижению творчества и к угасанию всего живого в обществе и в человеке. Вот почему в конечном итоге рушились тоталитарные ре­жимы. В истории культуры им противостояли философские учения, обращенные, прежде всего, к внутреннему миру человека, гармония и порядок в котором являются предпосылкой культуры и благосос­тояния в обществе. Обращение к ритуалам и традициям древности осознавалось в Китае как средство сохранения стабильности и про­цветания в обществе.

В политической истории Китая, в развитии китайской государст­венности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Кон­фуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм выше всего ценил силу Закона, авторитет которого должен дер­жаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и созна­тельном оглуплении народа.

Тоталитарная доктрина легистов, с ее презрением к людям во имя процветания государства, оказалась нежизнеспособной. Это подтвер­дила практика династии Цинь и смена ее династией Хань, которая го­сударственной идеологией делает конфуцианство.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 269;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.