Аиконическое искусство раннего буддизма.
В раннем буддийском искусстве не встречается изображение самого Будды, и он ее не обожествлен, это мы видим вплоть до 1в н.э. (даже до Кушан). В зависимости от содержания его изображение заменено цветком лотоса, деревом Бодхи, колесом учения (закона), ступой. Эти символы обозначают священный путь Будды, его рождение, первые шаги по распространению учения, проповеди в Сарнатхе, вхождение в нирвану. Часто говорят, что его изображение было запрещено в буддизме круга хинаяны и, что его стали изображать в человеческом облике только после принятия махаяны (стоящим, сидящим и лежащим). Однако, скорее, изображение Будды символами новообращенным буддистам было намного понятнее. Простая человеческая фигура не говорила, на каком этапе священного пути находился Будда. Без сомнения, что в эпоху раннего буддизма наглядно показанные рассказы о жизни Будды были рассчитаны на простой народ (монахи заинтересованы в привлечении людей). Изображение Будды в человеческом облике было большей абстракцией и предполагало у зрителя обширные знания. Позже, когда Будду стали изображать в образе человека, определенные этапы его жизни выражались через мудры (поучающий с руками перед грудью, как бы приводил в движение колесо закона). С 1в н.э. фигуративные изображения Будды возникают во всех крупных школах.
(Возможно это не нужно, тк оно относится к Кушан, но я не знаю, что еще засунуть с аиконическое искусство).
Проповедь Будды, сам Будда и его проповедь представлены в виде колеса законов. Колесо закона помещено на трон, у подножия которого адоранты (по костюму можем сказать, что это иные народности), над троном балдахин, украшенный кистями и гирляндами. Все это в интерьере. Рядом фигуры поклоняющихся или донаторов. Еще рядом супружеская пара на быках, приветствующая Будду. Сверху спускаются старые небожители. В качестве архитектуры видим деревянное сооружение, составить о них представление можно только по рельефам и литературе.
История жизни и смерти матери Будды Майи. В нирвану она не попала, но оказалась в одном из миров. Будда ее искал, так как очень волновался, что с ней случилось после смерти. Нашел ее в одном из божественных миров, где она продвигается к совершенству. Будда спускается с неба по лестнице (фланкируют два дерева Ботхе); но нет его, а есть отпечатки его ног, им поклоняются паломники.
В одном из рельефов в аиконического искусства показан поток воздуха от фигуры.
Поклонение Будде. Будда в виде трона, осененного деревом (но это не ботхе). Будда в виде солнечного диска, обрамленного лучами (чем то похож на подсолнух). Здесь возрождаются старые солярные символы. У предстоящих детские пропорции: голова и руки крупные, все остальное не важно, поэтому пропорции тела искажены.
Оплакивание Будды. В языках пламени ларец, по бокам предстоящие поливают огонь маслом. В индийской традиции погребальная традиция – веселый сюжет, так как связан с освобождением от тягот этого мира. Угасание пламени после окончание кремации называется нирваной.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 608;