Древнейшее искусство Индии.
Искусство Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония).
Древнейшее искусство Индии.
Древнейший период искусства Индии – это брахманизм (3тыс – 4в до н.э.).
· 3-сер2тыс. до н. э. – индское искусство (культура долины Инда),
· Сер 2 тыс. до н.э. – 4 в до н.э. – ведийское искусство (культура долины Ганга).
· 4в до н.э. – 6в н.э. – древнейшая культура (буддизм).
· 7-13в – феодальная эпоха (индуизм).
· 13-17в – мусульманский период.
Расположена на полуострове Индостан, две главные реки – Инд и Ганг. Индия – излучающий тип культуры (самодостаточна, ни с кем не соревновалась). Человек воспринимался не как венец творения, а как органическая часть природного и мифологического мира. Искусство Индии всегда проникнуто идеей жизни, оно всегда масштабно, но всегда есть философская связь.
Индское искусство: в 1895г открыли случайно при строительстве ЖД (теперь находится на территории Пакистана). Большое количество печатей, также еще остатки древних строений из обожженного кирпича. Мохенджо-Даро (лучше сохранился) и Хараппа (древнее). Есть памятники и неолита, и энеолита. Развита письменность, города густо населены, развита торговля.
Города: правильная планировка, сетки улиц, ориентация по сторонам света, обносились стенами. Широта замысла, обозримость, определенный бытовой комфорт. Махенджо-Даро (Инд) и Хараппа (Рави) – самые большие города. Все города относительно однородной планировки, часто отличаются только контуром и расположением служебных построек. Постройки господствующего класса внутри укрепленной крепости на невысоком холме; жилая архитектура отделена от крепости и лежит восточнее, тоже на плоском холме. Дома: есть внутренний двора и бассейн, окружен помещениями, ориентация во внутренний двор, высота до 3эт. Клинообразный кирпич в кладке колодцев. Особенность: нет зданий, однозначно культовых; есть общественные сооружения в крепости (зернохранилище в Махенджо-Даро и Хараппе; док речного порта в Лотхале). Купальни внутри крепости МД могли быть и культовыми, омовение в более позднее время имело культовый характер. Строго выдержаны пропорции и размеры кирпичей. Еще особенность: нет дворцов или других сооружений, которые могли бы быть резиденцией властителя (для цивилизаций Переднего Востока резиденция божества или властителя – существенный признак культуры). Впечатление, что здесь речь идет о больших поселениях примерно равных в материальном и социальном отношении горожан, которые вместе осознают себя как господствующий класс. Подчиненные крестьяне-земледельцы проживали вне стен крепости в бедных и непрочных жилищах; какой-то другой слой (рабы) выполнял всю грязную работу.
Глиптика: изображены чаще всего животные или мифологические создания, клинописное письмо. Фигуры на печатях крайне натуралистичны, но есть и склонность к символизму. Иногда это обобщение естественных форм, иногда – абстрактно-геометрические формы (крест, концентрические окружности и тд). Тысячи печатей квадратной формы с короткой ручкой на оборотной стороне. Это печати-штампеля. Изображение на лицевой стороне обычно сопровождается надписью в верхней части. Чаще всего они из стеатита. Есть целые группы печатей с изображениями животных. Чаще всего это «единорог», потом коротконогий индийский бизон и индийский зебу, буйвол, слон, носорог и тигр. Вообще нет изображений льва, лошади и верблюда. Есть печати, на которых изображены целые сцены, на некоторых в центре тигр или тигроподобное существо.
Пластика: скульптура всегда играет ведущую роль. Наряду с очень выразительными фигурами с тщательной моделированной поверхностью, можно найти абстрагированные схематические изображения. Рядом с самобытными скульптурами находят и почти классические греческие торсы. Сначала говорили, что это из Трои, но в плечах есть выемки для дополнительной пары рук. Бронзовый мужской торс из Хараппы, 3тыс, Нью-Дели, Национальный музей. На плечах отверстия для прикрепления рук, только их две пары. Дальше продолжает развиваться тенденция, указывать на определенные качества и функции, в итоге, происходит преувеличение и преображение естественных форм. Отсюда феномен многоликости и многорукости. По степени разработки скульптуры наравне с греческими, но позы чисто индийские. Например, Торс танцора: трех разворотный поворот (шея, торс, бедра). «Набухающая форма» - основной художественный принцип. Это и элемент движения, развития, чувственность, апелляция к осязательным эмоциям зрителя. Также есть скульптуры, напоминающие архаические скульптуры Африки (Танцовщица из Махенджо-Даро, 3тыс, Нью-Дели, Национальный музей, вся в браслетах, стоит подбоченившись). Пластика не завершена, не замкнута в себе, вызывает потребность контакта.
Керамика: на красном фоне черные росписи: птицы, козы, олени. Сосуд с птицами и оленями, Сосуд с лепестками (геометризовано).
Конец: не известно, почему, потом пришли арии. У них ведийская культура, там ведийский санскрит. Ригведа – древнейший текст, по ней арии были общинно-родовые кочевники-скотоводы, позже путем ассимиляции перешли к оседлому образу жизни.
Ведийское искусство:сер2тыс – мощная миграция, на Индостан пришли арии, к концу освоения и ассимиляции ариями Индии образовался монархический строй. Почти нет материальных памятников, много литературы: Артхашастра (устройство дворцовых и жилых покоев, ювелирное и декоративно-прикладное искусство), Веды, Махабхарата (Пандавы-Гауравы), Рамаяна (о творение человека). Есть следы преемственности от прошлой культуры: в росписях сосудов сочетание круга и квадрата, под горлом трилистники (жреческая практика) или гуси-лебеди (гусь –вмещение человеческой души; три гуся друг за другом – жреческий каламбур: хамс повторить 3р, в середине ахамс – я есть – древнейшее медитативное слово).
Арии принесли кастовую систему, до того были варны (еще и обозначение цвета). Нет смешения варн, надежда только на далекое будущее, отсюда идея реинкарнации.
· Жрецы (брахманы), любили белый цвет;
· Воины и цари (кшатрии), из среды которых выходили цари-раджи,– красный;
· Трудовые люди, земледельцы, купцы, торговцы (ваишри), их цвета – желтый и зеленый.
· Остальные – шудры (низкий). Там были еще ритуальные меньшинства, которые занимались порицаемыми делами (кожевенники).
Божества: самые ранние – Варна (небо), Агни (огонь), Индра (гром) – стихии. Нет антропоморфного облика, но есть характерные атрибуты (Индра толстый, бородатый, с пальцами).
В Махабхарате появляется Кришна как воплощение Вишны. Здесь формируется вторая брахманическая троица божеств – по функциональности:
· Брахма-творец (создал мир), на гусе-лебеде с лотосом, жена Сарасвати,
· Вишну-охранитель (жизненный процесс, существование), на гаруде (человек-птица) с раковиной, жена Лакшми,
· Шива-разрушитель, на быке Канди, жена Парвати. Шива нужен, так как мир не может вновь родиться, пока не будет уничтожен.
Архитектура (по письменным источникам): в эпоху арийского завоевания строились города-крепости как пункты продвижения с севера на юг.Все деревянное, небольшое круглое поселение окружалось круглым забором. В более крупных комплексах 4 ворот по сторонам света. По периметру ходит стража по часовой стрелке. Отсюда и первый обряд религиозного поклонения – обход по часовой стрелке. Регулярная застройка, прямое пересечение улиц; прямое, бочковидное и килевидное перекрытия. В сер1тыс до н.э. появились более крупные города, разделенные по варновому признаку. Дворцовая архитектура деревянная, с плетеными стенами, балкончики с хорами у богатых. Храмовая из камня, подобна колеснице, шикхары башенной формы.
Важнейшие графические символы: мандала – круг в квадрате (устройство мира), квадрат – пространство, круг – время, чакра, свастика – добро, солнце.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 440;