Готическое искусство

Искусство раннего средневековья

В то время как Византия устояла под ударами варваров, западная часть империи пала. Германские племена вторглись в Италию, разорили Рим. На огромном пространстве Восточной Европы распространяется «звериный стиль», для которого характерна патетика и драматичность. Гробницы вождей наполнены множеством ювелирных украшений.

В середине первого тысячелетия в Европе античность еще не стала основой дальнейшего развития искусства, но со времени образования в конце V века Франкского государства потребность в усвоении классического наследия стала возрастать. В конце VIII века началось Каролингское Возрождение. Через полтора века германские императоры Оттоны в X веке вновь пытаются возродить Римскую империю. Но времена были дркгие. Оттоны выдерживали натиск славян и мадьяр на Востоке. Суровый дух эпохи, грубость нравов определяли характер искусства.

В период «темных веков» происходят коренные изменения в «системе мира искусств». Варвары обрушивали свои удары на города, в реузльтате аграризации и дезуарбанизации прекращается возведение свойственных для римской архитектуры мостов, дорог, виадуков. Камень выходит из употребления, основным материалом для строительства становится дерево. Для нужд христианского богослужения перестравиваются римские базилики.

На смену позднеантичному мисесису, натурализму и иллюзионизму приходит символизм. Уже в катакомбной живописи происходит отказ от иллюстративного и декоративного принципов позднеантичной живописи: все изображение имеет скрытый смысл и не может быть принято в своей данности. Ведь христианский Бог находится вне пространства и времени, поэтому неизобразим привычными для античного искусства средствами. Первыми символами искусства становится виноградная лоза, куст или кисть, символдизирующие кровь Христа, хлеб – симол плоти Христа, якорь – символ спасения, павлин – бессмертия, чаша с водой - крещение, голубь – символ Духа святого, роза – символ Девы Марии.

 

Романский стиль

Романским стилем в старину называли памятники архитектуры, выполненные по римскому образцу, то есть из камня со сводчатым покрытием, а не из дерева, ка строили варвары. Это был легко обрабатываемый известняк, залежей которого много близ Луары во Франции, в Италии мрамор в сочетании светлых и темных тонов, в Чехии использовался песчанистый мергель, в Германии различные виды туфа. Камень отесывали в виде блоков.

Романский стиль в настоящее время определяется как стиль западно-европейского искусства XI – первой пол. XII веков. Основой романского искусства были в первую очередь сложившиеся на Западе в «темные века» местные художественные традиции. Суровые нравы, нескончаемые феодальные войны, право грубой силы, практическое чутье людей того времени – все это проявилось в феодальных замках той эпохи. При возведении крепости выбиралось место на высоком откосе. Характер участка определял форму плана крепости. Она окружалась со всех сторон широким рвом и высокими гладкими стенами, сложенными из огромных камней. Стены заканчивались зубцами, на углах и по стенам стояли сторожевые башни цилиндрической формы. Ко входу вел подъемный мост, по бокам от портала стояли башни. В середине крепости находился обширный двор, посреди которого был донжон – огромная массивная башня с маленькими окнами. В раннее время донжоны были в плане прямоугольными, позже – круглыми. Донжон делился по вертикали на несколько этажей, чаще всего на три. Эта система была удобной для обороны. Зал и спальные помещения располагались в среднем ярусе, а самое большое зальное помещение над ними, нижний ярус использовался для прислуги.. До настоящего времени сохранилось небольшое количество замков. Один из них построенный английским королем Ричардом Львиное Сердце замок Гайар на Сене конца XII век, расположенный на прибрежной скале

Романский собор в своих истоках связан с древнехристианской базиликой. Его основная задача – служить местом соприкосновения человека с Богом. Глубоко под землей располагались крипты, в которых помещались саркофаги епископов и знати и хранились мощи святых. Главный продольный неф, который окаймляли еще 2 или 4 нефа, служил местом собрания общины верующих. «Святая святых» храма – полукруглая апсида, служившая местом для алтаря, окружалась венцом полукруглых капелл. Уровень это части храма был несколько выше пола главного нефа. Над венцом капелл поднимался обход алтаря, которое замыкал квадрат перекрестия, к которому с боков примыкали рукова поперечного зала. Над местом пересечения нефа и поперечного зала, т.н. трансепта, высилась обычно восьмиугольная купольная башня. На западной стороне продольного зала помещались две башни или колокольни и две меньшие восточные башни по сторонам хора и по углам трансепта. Чаще всего они были квадратными, поднимались вверх в несколько ярусов, заканчиваясь массивными восьмигранниками, к частым которого пристраивались малые щипцы. Внутри романские церкви расширялись боковыми нефами, располагающимися с двух сторон от главного и имеющих половину его ширины и высоты. Они отделялись от главного нефа рядом колонн или столбов. Главные столбы возводились до линии свода и продолжают их линии в сводах. Столбы лежащие напротив друг друга соединялись между собой арками, шедшими поперек продольной оси здания. Столбы в добавок еще соединяются и по направлению диагоналей квадратных основных полей посредством нервюр, перекрещивающихся посередине. Подобный вид сводчатого перекрытия называют крестовым сводом. Нефы перекрывались двускатными крышами, либо тяжелыми камеными сводами. Стены из-за сильного бокового распора, стремившегося повалить стену, утолщались и могли достигать 6 метров в толщину, окна были узкими как бойницы. Обстоятельства требовали увеличения внутреннего пространства храмов, поэтому их стали перекрывать крестовыми сводами, получающимися при пересечении двух полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция переносит тяжесть перекрытия на угловые опоры, но вес сводов доходивший иногда до двух метров в толщину был все же весьма велик. Все равно таким массивным сводом было не перекрыть достаточно большого пространства.

Окна романского храма были небольшими, появляются так называемые «розы» - круглые окна в виде окружности большого размера. Большей частью они располагаются украшают фронтоны главного нефа и трансепта.

Главный портал находится на западной стороне, меньшие по размерам порталы ведут в боковые нефы или в крылья трансепта. Дверь обычно имеет прямоугольную форму. Над ней находится поле тимпана с богатыми рельефными украшениями. Внтуренние поверхности порталов сильно расширяются кнаружи, членятся стобами, следующими друг за другом. В романской архитектуре определился тип архитектурной композиции, которого не знали ни Греция, ни Рим. Традиционые римские арки, столбы и колонны вступили в тесное взаимодействие. Нередко одна арка охватывает другую или целую группу более мелких арок. Полуколонны входят своими кубическими капителями в массив стены и собираются в пучки. Боковые стены стали более массивны, членение на яруса исчезли.

Орнамент, который использовался в романских храмах в основном растительный, состоящий из переплетающихся лент, листьев, поясов бус, фантастических изображений животных. Он почти сплошь покрывает порталы. Скульптура и живопись служили целям архитектуры. Так, в скульпутре фигуры неправильны в анатомическом отношении, позы статуй безжизненны. Живопись представлена росписью колонн, капителей, На апсиде помещалось изображение Христа и апостолов, отцов церкви. Писали их по сухой штукатурке насыщенными красками.

Внутри романики существаоло несколько школ. Среди французских мест первое место занимала Бургундия, где орден Клюни разработал тип монастырского храма со множеством алтарей, поперечных и боковых нефов. Бургундия находилась на скрещивании путей паломников по направлению к святым местам, в частности в монастырь Северной Испании Сант Яго де Кампостелла, в Рим и Палестину. Главная церковь Аббатства Клюни была самой большой в Европе. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, законченностью и закругленностью частей. На севере Франции в Нормандии сохранились большие монастырские церкви, например Сен Трините в Кане. На юге в Перигоре применялись купольные перекрытия. Романские храмы Германии более кубичны и массивны, в них слабее выражены членения. Ранние романские храмы Германии перекрывались плоским потолком. Однако уже в XI веке романские зодчие попытались связать две боковые стены одним цилиндрическим сводом. Но он мешал освещению и производил давящее впечатление. Поэтому главный неф стали перекрывать крестовыми сводами, представлявшими собой два взаимно пересекающих коробовых свода. При этом средний неф покрывался большими квадратными в плане крестовыми сводами. Таковы соборы в имперских городах Вормсе, Шпейере, Майнце, возведенных в XII – XIII веках. Романская архитектура Италии представлена в Ломбардии кирпичными соборами с отдельно стоящими кирпичными башнями – кампаниллами, составляющими особенность итальянской архитектуры. В XI – XII веках в Пизе были возведены собор, баптистерий и кампанилла, получившая название «падающей башни». Романский стиль получил свое развитие в Испании, испытав при этом сильные мавританские влияния. Романское изобразительное искусство отличалось большой разнообразностью стиля. В романском искусстве создается тип «повествовательной капители», когда капитель представляет собой ряд фигур. Возрождается после долгого перерыва круглая скульптура, подготовленная почитанием мощей. Романская миниатюра составляет противоположность византийской. Ее любимые цвета – желтый, синий, красный.

 

Символика романского храма

Пространство романского храма понималось как системно организованнное, построенное по законам красоты мироздание. Здание состояло из трех частей – притвора, или нартекса, средней части и алтаря, что соответствовало идее единства Божественного, ангельского и человеческого уровней бытия, напоминало о тройственности души, тела и духа человека. Наиболее святая часть храма – алтарь в восточной части, обращенной к утреннему свету, посвящался Христу. Престол был символом гроба Господня. Западная часть храма символизировала грядущий Страшный суд, что соответственно изображено было на западном портале. Северная сторона ассоциирвоалась со смертью, южная посвящалась Новому Завету. План церкви крестообразен. В верхней части храма изображалось небо, нижняя часть обозначала землю. Декор пола – лабиринт означал путь человека к Богу. Сумрак храма символизировал покров божественной тайны. Форма портала слагалась из полукруга арки – символа неба и прямоугольника двери – символа земли. Дверь символизировала самого Христа, сказавшего; «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Символика оконной розы: круглая форма символизирует небо, «Розой без шипов» называли Деву Марию. На «повествовательных» капителях развертывались сцены Священного писания.

Граница между романским стилем и готикой падает во французской архитектуре на 1150 год. В других странах перелом произошел позже.

 

Готическое искусство

Современники называли искусство, пришедшее на смену романской архитектуре «французской манерой», термин «готика» возник в середине творцов Возрождения, поскольку готическое означало варварское, ибо готы разрушили Рим. Вначале термин «готика» применяли только по отношению к литературе на неправильной латыни. Термин «готика» чаще употребляли во Франции, где он обозначал национальный стиль. Долгое время готическим именовали все искусств средневековья, только с конца XIX века стали обозначать поздний период средневековой культуры.

Центрами готического искусства стали города, ставшие центрами торговли и ремесла, возникшие при пересечении судлходгых рек. Городские соборы были местом торжественных богослужений, здесь оглашались указы и решения городских и церковных властей. Соборы строились с таким расчетом, чтобы вместить все взрослое население города.

Новый толчок в развитии строительной конструкции дали крестовые походы XI – XII веков, познакомившие европейцев со стрельчатой аркой, часто применяемой в мусульманской архитектуре. Готические строители отказались от массивных конструкций и перешли к каркасной системе.

Первые шаги в формировании художественного языка готики были сделаны в королевском домене Иль-де-Франс. Около 1137 года настоятель монастыря Сен-Дени Сугерий, королевский советник, начал перестройку церкви аббатства. Сугерий был одним из самых образованных людей своей эпохи. В своем трактате он обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции. Со времен Меровингов Сен-Дени служил усыпальницей французских королей, поэтому в период нового этапа собирания французских земель аббатство приобрело особое значение.

Западный портал церкви Сен Дени с двумя массивными башнями, тремя порталами, украшенными скульптурой тимпанов и оконной розой в верхней ярусе стал прототипом фасадов готических соборов. Новой в готике была и статуя – колонна, то есть статуя, помещенная перед колонной, как бы приросшая к ней спиной. Равномерность украшения скульптурой всех компонентов портала и равномерность украшения всех трех порталов отличают готический портал от романского, в котором тимпан был главным, а главный портал доминировал над остальными. Каждому порталу присваивалось собственное название и символический смысл. Над порталом располагалась «галерея королей».

К началу XIII века сформировались все черты собора зрелой готики: готические строители вводят стрельчатую арку, До применения каркасных стрельчатых арок одной квадратной ячейке центрального нефа соответствовали две квадратные в боковых нефах. В готике каждому пролету центрального прямоугольного нефа соответствует один пролет боковых нефов. При этом на все опорные столбы, разграничивающие центральный и боковые нефы, приходится равная нагрузка.

Нервюры образовывали конструктивную каркасную сетку, принимая на себя нагрузку от тонких сводов и передавая ее на опорные столбы.В готическом крестовом своде нагрузка прилагается не по всему контуру, в только в местах, где сходятся диагональные и осевые нервюры. Стены между пилонами перестали быть несущими и были заменены огромными оконными проемами. Места приложения сил и опорные точки были укреплены уступчатыми контрфорсами. В готической архитектуре появляются аркбутаны – наклонные полуарки, одной пятой примыкающие к основанию свода главного нефа, а другой – упирающиеся в массивный контрфорс, стоящий на линии стен.

Контрфорсы отодвигаются от стены, выстраиваются в ряд, в том числе и на кровле более низких боковых нефов, а мощные аркубутаны создают необычайно прочную конструкцию. Происходило облегчение стен, увеличились оконные проемы, колонны и архивольты аркад разделили стену на несколько пространственных зон. Внешний облик готического собора определялся главным образом западным фасадом. В готическом храме сохраняются только две башни – на главном фасаде, они сильно увеличиваются в высоту и переходят в тонкий шпиль. Портал стал по отношению к масштабам фасада внушительнее. Апсида окончательно закрепилась в восточной части нефа, перекрестие нефа и трансепта смещается к востоку. Ведущим элементом декора стал витраж. Освобождение стен от нагрузки позволяло порезать их огромным окном Фрески мозаики оказались не нужны. Огромные пролеты окон заполняли многоцветные композиции из стекол. черной и серой краской по бесцветному стеклу дымчатого или зеленого тона. Второй способ – сюжетная роспись по наборному цветному стеклу. Готовые стекла нарезали по подготовительным рисункам и набирали на специальном шаблоне, затем по цветному стеклу расписывали. После каждой операции витраж обжигался. После чего элементы витража помещались в свинцовую раму. Общая площадь витражей достигала нескольких сотен квадратных метров. Преобладали кроваво-красные и потусторонне–синие и лиловые оттенки – «цвета молитвы». Нитратом серебра и глиной стекла окрашивали, после обжига они приобретали желто-оранжевый цвет. С середины XV века окрашивали сангиной, содержащей сульфит железа, что придавало стеклу оттенки от розового до красно-коричневого. Появляются и бесцветные вставки – т.н. гризайль. В XIV- XV столетиях свинцовые перемычки становятся тоньше, увеличивается размер стекол, расписанных гризайлью. Интерьер готического собора стал светлым и просторным, формы архитектуры стали выражать стремление души христианина к Богу. Стены не видны из-за потоков света, льющегося из оконных проемов.

Города стали центрами торговли и ремесленного производства и главными очагами готического искусства. Они возникали на скрещивании торговых путей вокруг рыночной площади или возле монастыря или замка. Город обносился оборонительными стенами. В пределах ограниченной территории земля высоко ценилась, поэтому дома были компактными и росли по вертикали, так, что верхний этаж располагался выступом над нижним. В центре города возводились главный собор и ратуша, где заседал городской Совет. На воскресную мессу собиралось все взрослое население города. Соборы строились столетиями. Так, собор Парижской Богоматери заложен в 1163, а достраивался до конца XIV века.

Готика проходит несколько этапов своего развития.

Ранняя готика XII века представлена собором Парижской Богоматери, сочетание высоты и тонкости стены (60-70 см) которого потребовало от архитекторов радикальных мер ее укрепления. Для этого были использованы контрфорсы и перекинутые к ним от верхней части стен главного нефа десятиметровые аркбутаны. Тем самым внешняя опорная система главного нефа стала открытой. Своды собора разделены на шесть сегментов в каждом переплете главного нефа, имеющем в плане квадратную форму. Контрфорсы переходят в аркбутаны над боковыми нефами. Начиная с собора Парижской Богоматери архитекторы стали стремиться увеличить высоту зданий. Новым мотивом для ранней готики явилась на фасаде и «галереи королей», в которой изображались скульптуры 28 ветхозаветных «предков Христа».

Еще одно новшество – наличие хора, все формы которого рисуются на фоне света. Наконец, в скульптуре порталов, витражах капелл была воплощена иконографическая программа, согласно которой события Ветхого завета изображались на несущих частях храмовой конструкции, служа в буквальном смысле этого слова, опорой Нового завета, сюжеты которого разворачивались в верхней части порталов. В готических соборах нашла свое воплощение теология труда – порталы соборов начинают украшаться барельефами и статуями тружеников.

На рубеже XII-XIII веков обозначился переход к высокой готике в соборах в Бурже и Шартре. Шартрский собор имеет самый значительный ансамбль витражей этого периода. Их более ста восьмидесяти. Наряду с сценами из Ветхого и Нового завета вверху нашлось место и для изображения ремесленников. Шпиль Шартрской башни вознес на высоту 105 м. Самым большим по размерам и совершенным по конструкции был собор в Реймсе, в котором короновали французских королей. Его длина составила 150 метров, высота башен достигла 80 метров, порталы собора не утоплены в стене, а выступают вперед, место тимпанов над входами заняли окна. Ряд, изображающий королей, поднят очень высоко и сливается с аркадой третьего этажа. Все архитектурные элементы стали выше и уже. Скульптура распространилась гораздо шире, чем раньше .Вершиной зрелой готики стала Сент Шапель – Святая Капелла в Париже, которая строилась как королевская церковь. В ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа», для которого двухэтажная капелла служила реликварием. В капелле почти не было стен: пространство между опорами свода на две трети всей высоты капеллы заполняют двучастные окна, соединенные попарно шестилепестковыми розами. В XIII веке готика завоевывает почти все области Франции, приобретая при этом на севере и юге страны специфические особенности.

 

Живопись. Стиль интернациональной готики стал выражением кризиса конца 14 века, проявившейся в кризисе Священной Римской империи, столетней войне между Англией и Францией, расколом внутри католической церкви, а также опасность турецкого нашествия. Религиозный кризис привел к появлению в искусстве новых тем и возникновению нового типа картин – небольших алтарей для домашнего богослужения. В это время центром искусства становится Авиньон, где под меценатством папского двора работали итальянские и французские художники.

В Париже при дворе Карла V возник центр иллюстрирования рукописных книг, в 70-80-х годах стиль интернациональной готики появился при дворах Людовика Орлеанского, герцога Беррийского. У Бургундского герцога Филиппа Смелого в Дижоне работал крупнейший скульптор эпохи Клаус Слютер. Ян, Поль и Герман Лимбурги создали Часослов герцога Беррийского. Миниатюра становится жанром живописи конца 14 – начал 15 века. В широких кругах верующих возникает стремление к интимизации религиозной жизни. Для этого стали наиболее подходящими изображения сцен, связанных с земными страстями Христа, для которого характерна мягкая живописность, лиризм, изящество в трактовке форм и каллиграфичность линий.

 








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 649;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.