Жилища, поселения и погребальные сооружения саков, усуней, канглов

 

В первом тысячелетии до н.э., к концу эпохи бронзы древние жители Казахстана перешли к от оседлости к кочевому образу жизни и пастбищному скотоводству. Пастбищный способ скотоводства позволил значительно увеличить количество скота и освоить широкие просторы степей. Это было прогрессивное явление в развитии производительных сил общества. VII – VI вв.до н.э. – изобретение железа. Железо дало возможность применять земледелие на больших площадях, а также обрабатывать и использовать дерево в строительстве.

Освоение коня как средства передвижения и использование быка и верблюда для тяжелого транспорта. Помимо скотоводства и разведения зерновой культуры часть племен была занята разработкой железной руды, добычей золота, меди и других металлов, при этом не только для нужд племени, но и для обмена.

Все вышеперечисленное служило расширению обмена и культурно-экономических взаимоотношений между соседними племенами, росту обмена опытом и расширению круга деятельности общины. В результате этой связи мелкие и разрозненные общины объединяются в союзы племен.

Объединение племен в племенные союзы приводило к выработке общих для всего племенного союза форм культуры, сглаживанию племенных и родовых различий.

Первым крупным объединением на территории Казахстана был союз сакских племен, населявших пространство от низовьев реки Сырдарьи до Семиречья (VП-Ш века до н.э.). В период III-I вв.до н.э. - I-V вв.н.э. на территории Казахстана образовались племенные союзы усуней и канглов (кангюев).

Поселения. Остатки оседлой культуры саков приурочиваются к местам исторического обитания сакских племен, то есть к бассейнам рек Сыр-Дарьи, Таласа и Чу. Для саков скотоводов характерны остатки селищ – стойбищ типа кыстау. Рядом с кыстау находились обширные погребальные холмы, проходили дороги на джайляу.

Укрепленные городища – стойбища имели разнообразную конфигурацию в плане - в виде круглой, овальной, многогранной, прямоугольной и (редко) квадратной формы. Ворота обычно ориентировались на юг и юго-восток. Конфигурацию этих поселений хорошо передают холмы-городища, расположенные в бассейне Сыр-Дарьи и ее притоков (реки Келес и Арысь), в долинах рек Таласа и Чу и в Центральном Казахстане.

Городище Ширик-рабат. Город возник вокруг священного места погребения царей и был построен в V- конце VI в. и являлся центром саков-апасиаков. Древним ядром городища было поселение, окруженное двумя кольцами стен и глубоким рвом, заполненным водой. Фортификационная стена имела прямоугольные в плане башни.

Погребальные сооружения. Курганные сооружения, своими корнями восходящие к строительным традициям эпохи бронзы, широко распространены на всей территории Казахстана и прилегающих к нему областях Южной Сибири, Урала и Средней Азии.

Курганы – надгробные сооружения, посвященные памяти умерших членов родового коллектива. В них лежат останки конных воинов, представителей племенной знати и рядовых членов общества.

Курганы различались по своим размерам, в зависимости от социального статуса умершего. Особой грандиозностью отличаются курганы-усыпальницы вождей-племен. Они имеют в диаметре от 40 до 150 м, высотой 18-20 м (Бес-Шатыр). Под курганом в земляной камере, иногда в каменном склепе, помещались останки вождя племени с его вооружением и предметами личного потребления. Некоторые курганы имеют особые камеры для погребения коней.

Типы курганов (по А.Маргулану):

- курганы с «усами» или длинными грядами (Центральный Казахстан), наличие которых дает представление о зачатках оградительных стен. По своей планировке курганы с «усами» создают своеобразный ансамбль каменных сооружений, размещенных на большой площади, обычно в предгорной равнине;

- большие каменные курганы с кольцевыми ограждениями из громадных гранитных плит, вертикально врытых в землю, - прием, восходящий также к традициям мегалитических построек эпохи бронзы (Бес-Шатыр, в долине реки Или);

- каменные курганы с концентрическими выкладками, напоминающими планы крепостных сооружений (Берккара, район Каратау).

Жилище. С распадом древней родовой организации древнеобщинный дом претерпевает коренные изменения, и характер жилища и поселения становится совершенно другим. Жилище становится обособленным для каждой семьи. Причем для территории Казахстана и Южной Сибири становится характерным развитие разных типов жилища, приспособленного как к кочевому, так и к оседлому образу жизни.

 

 

3 Архитектура и градостроительство Казахстана раннесредневекового периода (VI - сер.IX в.в.)








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2988;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.