Мемориальная архитектура

Тюрки, пришедшие на территорию Казахстана, с одной стороны, продолжили традиции предшествовавших племен, с другой – внедрили свои традиции. При таком этническом разнообразии понятны различия, в погребальных ритуалах: тюрки-тугу сначала подвергали своих умерших кремации и, зарыв пепел в могилу, ставили каменные столбы; тюрки-теле хоронили своих соплеменников в грунтовых могилах вместе с лошадьми под курганной насыпью. Однако наиболее характерные тюркские памятники – это каменные курганы с оградками.

В сооружениях Центрального Казахстана сохранились традиционные строительные приемы, заложенные еще в эпоху бронзы. Так, памятники этого периода возводились из крупных каменных плит (пластинчатого сланца) на глиняном растворе. В основном это мемориальные постройки – мавзолеи, например, обследованные Маргуланом в долине р.Кенгир надгробные сооружения Домбаул, Косуй-тас, Кара-дынг, Уй-так, Жанай, Бескамыр, Денгек и др., которые являются наиболее древними из сохранившихся на территории Казахстана. Эти памятники можно делить на два типа (по Б.А.Глаутдинову): первый – с конусообразными куполами на квадратной или близкой к квадрату основе, второй конусообразной формы.

Мавзолей Козы-Корпеш и Баян-Сулу - знаменитая гробница, связанная с лирико-эпической поэмой, является одной из древнейшей в Казахстане, дошедшая до нашего времени с некоторыми изменениями своего первоначального вида. Общая высота - 11,85 метров. Толщина стен - 1,86 метров. Вход памятника с восточной стороны имеет маленькие окна размерами 0,70 х 0,50 сантиметров. Перед входом в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию, Козы Корпеш, Баян Сулу, ее младшую сестру и сноху.

 

4 АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

СРЕДНЕЙ АЗИИ АНТИЧНОГО И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДОВ

 

Основные градостроительные принципы античных городов возникли на основе потребностей организованной городской жизни с учетом всей специфики природно-климатических, общественных и бытовых условий региона. Городам античного периода присущи правильная конфигурация и регулярность планировки, наличие цитадели. Главная магистраль делит город на две части, как в Топрак-кале в Хорезме, а иногда – вдоль и поперек, как в Гяур-кале в Мерве. Перпендикулярные улочки членят территорию на правильные кварталы. Для городов этого периода характерно соблюдение красных линий. Единое направление осей улиц, параллельность стен. В застройке официальной части городов наблюдается определенное композиционное единство. Крушение рабовладельческой формации в Ш в. н. э. и начавшееся сложение феодального строя вызвали постепенный упадок рабовладельческих городов и рассредоточение населения по сельскохозяйственным округам. Вместо городов сооружаются многочисленные феодальные замки-тепе, остатки которых можно встретить в Туркмении повсюду. Они располагались на высоких глинобитных платформах высотой до 5-6 м и имели мощные крепостные стены. Некоторые крупные тепе впоследствии переросли в такие феодальные города, как городище Кара-тепе в Мургабском оазисе.

Период сложения феодализма в Средней Азии насыщен событиями политического и социального значения. В середине VI в. Средняя Азия была завоевана тюрками. Государство кочевников, известное под названием тюркского каганата с центром в Монголии и Семиречье, стало самой могущественной из кочевых империй домонгольского времени, простиравшейся от Черного моря до Тихого океана. Зависимость С.А. сводилась по существу к выплате дани. Отдельные области сохраняли относительную свободу и самоуправление

Сведения о городах до VI в. еще скудны. Но тип сельских укрепленных замков устанавливается археологическими изысканиями довольно четко, особенно для среднеазиатского Междуречья (земли между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей). Каждый такой многокомнатный комплекс вмещал целую сельскую общину, члены которой состояли в кровном родстве.

Яркий образец такого здания представляет Аул-тепе в долине Кашка-Дарьи. Размеры его около 34х28 м. План почти симметричен. На первом этаже 23 помещения. Вход на севере изогнут под углом и прикрыт заслоном. Прямо против входа начинается лестница на второй этаж, занимавший, видимо, лишь среднюю часть здания. Вдоль восточной и западной сторон чередуются большие и малые комнаты.

Экономическими и культурными центрами становятся города. Возрождаются многие города рабовладельческого периода и возникают новые. Образование новых обуславливалось:

- водными источниками (значительные города возникали по берегам рек и при выходе их на равнину)

- группой феодальных замков или торгово-ремесленным посадом:

- рынками у перекрестья караванных путей,

- границей степи и культурных земель.

Основные части города: шахристан – собственно города (то же, что медина у арабов); диз – цитадель; рабад – торгово-ремесленные пригороды.

Все эти части укреплялись стеной. Взаимоотношение частей могло быть различным. Цитадель помещалась:

1) в системе городских стен, составляя важное звено обороны города;

2) внутри города, представляя собой последний оплот при захвате города противником;

3) вне городских стен, служа убежищем наместнику во время народных восстаний.

Структура города получила в разных областях Средней Азии локальные особенности, отвечающие местной экономике:

- на восточной окраине, в Семиречье, где обитали кочевые тюркские племена, обнесенные стеной ханские ставки образовали города-крепости. В этих городах укрывались в военное время население и скот, ставились юрты; капитальных построек не было.

- Для Чуйской долины характерны так называемые поселения с длинными валами. Такое поселение состояло из небольшого ядра, плотно застроенного жилыми зданиями, связанной с ним цитадели и двух поясов стен – один из них окружал застройку усадебного типа, другой, внешний, - поля и сады.

- В Хорезме ирригационная система обусловила рассредоточенное усадебное расселение, поэтому города здесь были немногочисленны.

В средние века преобладает иной, чем в древности тип фортификации: по гребню стены тянется открытый ход для стрелков, ограниченный по внешнему краю бруствером, башни получают округлые контуры и часто открыты в сторону города полудужиями стен. Иногда стена усиливается невысоким внешним валом. В наиболее уязвимых местах, в первую очередь у ворот, ставились выносные башни-барбаканы. Укрепления, так же как и городские постройки, возводились из битой глины и кирпича-сырца. Город снабжался водой посредством колодцев, открытых каналов и керамических труб.

Представление о планировке и типах городских построек УП – начала УШ вв. (а отчасти и боле ранних) дают раскопки древнего Пенджикента – города на среднем течении Зеравшана.

До ислама в Средней Азии не было единой государственной религии. Множество культов уживалось на равных правах: зороастризм и буддизм, манихейство и несторианское христианство, местные культы Анахит и Сиявуша, астральные культы солнца и луны. Отсюда и многообразие типа культовых зданий. Храмы ставились как в самом шахристане, так и по соседству, образуя вместе с двором и служебными постройками большие комплексы.

Сельские феодальные замки УП – УШ вв. назывались – кешки. Это были небольшие сооружения. Их облик сильно изменился по сравнению с ранними типами общинных построек. Это уже обиталище одной семьи, хотя в некоторых случаях кольцевой коридор напоминает о жилых комплексах предыдущего времени. Иногда в кешках выделялся поближе ко входу парадный зал-гостиная. Кешки высились на глинобитной платформе-стилобате с покатыми гранями.

Черты средневекового зама ясно выражены в замках Тешик-кала и Якке-Парсан, в Хорезме. Оба этих замки, обитаемые в течение трех-четырех столетий, заброшены в УП- начале УШ вв.

Строительная техника раннего средневековья выявляет зрелую, хорошо приспособленную к местным условиям школу с намечающимися двумя ветвями:

- западной (Хорезм, Северный Хорасан);

- восточной (Бухара, Согд, Чач, Семиречье).

Основной строительный материал составляли производные лесса: битая глина (в современной терминологии – пахса) и сырцовый кирпич с примесью самана.

С У-У1 вв. в зодчестве С.А. появляются купола. Они возводились на круглом и квадратном основании. При квадратном основании купола опирались на тромпы обычно в форме перспективных арочек. Особенность такой конструкции в начальном этапе заключается в том, что тромпы заполняют лишь самые углы и дают в горизонтальной проекции квадрат со срезанными углами. При этом основание купола углубляется в толщу стен, так как его диаметр превышает размер помещения.

Дерево – ценный материал в районах С.А., поэтому в большинстве случаев использовался в перекрытиях. Покрытия состояли из деревянных балок и дощатой обрешетки. Ширина балок часто превышала их высоту. Их соединение со стеной, так же как и в потолках современных построек, маскировалось вставками, от которых сохранились в боковых гранях слегка наклонные пазы. В парадных залах колонны поддерживали мощные прогоны, а над ними средняя часть потолка покрывалась по типу, известному теперь под названием чор-хары. В архитектуре применялся деревянный ордер. Выявляются все детали деревянного ордера. Как и в более поздние века, он состоял из базы или постамента, круглого, уширенного книзу ствола с шаровидным или кувшинообразным основанием и капителью в форме усеченного конуса.

 

5 АРХИТЕКТУРА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АРХИТЕКТУРУ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Важную роль в средневековой истории стран Передней и Средней Азии сыграл ряд политических событий и, в первую очередь, возникновение в УП веке арабского халифата (650-1258).

В начале УП века складывается благоприятная обстановка для объединения племен Аравийского полуострова. До этого периода на территории Аравийского полуострова уже существовали значительные арабские государства. Часть племен занималась скотоводством и вела кочевой образ жизни. В начале УП века под знаменем ислама началось политическое объединение арабских племен. Ислам, как новая форма религии, впитавшая в себя элементы различных верований, стал мощной идеологической основой формирования нового государства. Покорение дальних стран и распространение там новой религии объявлены священной обязанностью принявших ислам. Движение за веру возникло в Хиджазе, на западе Аравии, под началом племени курейш, к которому принадлежал пророк Мухаммед.

Для судеб изобразительного искусства и архитектуры в арабских странах, как и в странах Среднего Востока и Средней Азии, имела значение иконоборческая тенденция ислама. Ислам отрицал возможность изображения божества. В культовых зданиях не разрешалось помещать изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом, хотя первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве закона. Поэтому широкое развитие получает декоративная пластика растительного и каллиграфического орнаментов. Архитектурно-планировочное решения отдельных типов зданий также формировалось под влиянием религиозного культа. И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман - каллиграфия и орнамент (арабеска) - искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно.

Арабы не принесли опыта капитального строительства (большая часть племен Аравийского полуострова были скотоводами-кочевниками). Они сами учились строить у покоренных народов, использовали знания и умения местных зодчих. Постепенно вырабатывались региональные локальные самобытные архитектурные школы с собственными характерными чертами. Первые города возникали как военный лагерь и местопребывание гарнизона, которые назывались рабатами или рибатами. Со временем некоторые военные лагеря превращались в резиденцию правителя. Часть городов зачахла, другие, будучи удачно поставленными на караванных путях, в благоприятных географических условиях, процветают и поныне.

Основание города начиналось с возведения укреплений, дворца и главной мечети. Город окружался крепостной стеной, нередко двойной. На верхней точке рельефа над городом (мединой) господствовала цитадель – касба.

Касба – (с араб. Касаба – город) – укрепленная часть города, цитадель.

Шахристан (иран., от щахр – город и стан – место) – основное ядро средневекового мусульманского города, обнесенное стеной с башнями и воротами.

В стенах города прорезались ворота – с четырех сторон или по числу путей, связывавших его с другими значительными городами страны. Городская застройка делилась на кварталы по этническому или производственному признаку. В центре города размещались главная мечеть и торговые кварталы, где каждая улица была отведена определенному ремеслу. За стенами расстилались обширные кладбища.

Типология зданий и сооружений арабских стран обуславливалась следующими основными факторами:

- природно-климатическими;

- социально-экономическими (феодальным устройством общества);

- религиозными;

- историческими (заимствование у покоренных народов).

С самого начала мусульманские постройки были образцами "скрытой архитектуры" - массивные стены с башнями и воротами окружали внутренний квадратный или прямоугольный двор и скрывали мечеть или дворец от посторонних глаз.

Религиозный кодекс мусульман с 624 года включает почитание Каабы – домусульманского святилища Мекки. При молитве мусульмане должны обращать лицо в сторону этого святилища, соответствующим образом ориентируются и мечети. Направление к Каабе называется кибла. Нужное направление в мечети акцентирует михраб - ориентированная на Каабу священная ниша, перекрытая аркой (или полукуполом) и вставленная в раму.

Архитектурно-пространственные типы мечетей:

- купольные ( с куполом над центрическим залом);

- колонные (с многоколонным залом);

- айванные (с айванами по сторонам двора).

В отличие от христианства и буддизма ислам не знал монастырей. Существовали суффийские религиозные учреждения: на западе завия, на востоке ханака. Такие убежища мистиков-суфиев – центры пропаганды идей мистицизма распространяются с ХП в., когда суфизм оформляется в виде отдельных сект или орденов. В состав завия входят общежития, трапезные, залы для радения, мечеть, бани, гробница.

Ханака – странноприемный дом, обитель дервишей, с мечетью и кельями.

Завия мусульманское культовое сооружение с функциями странноприимного дома, религиозной школы и молельни, центр пропаганды ислама.

В городах сложилась развитая сеть зданий общественного назначения. Интенсивная торговля вызвала строительство в городах и на путях постоялых дворов караван-сараев (фундук). Средневековые рынки сук образовывали систему крытых улиц с мастерскими и лавками; для торговли тканями отводились особые крытые пассажи кайсария. Среди рынков и по соседству располагались караван–сараи. Особое значение в городской жизни получили бани хамам, служившие помимо своего прямого назначения местом деловых встреч и приятельской беседы. Уже с УШ века возникают больницы - маристаны. Это были обширные комплексы с помещениями для стационарных и приходящих больных, с отделением для душевнобольных, баней, кухней и т.д. В городах с/в Европы подобные учреждения были неизвестны.

Строительные материалы и конструкции. Арабы развивают строительную технику занятых ими стран, используя сообразно с местными условиями камень, кирпич, каркасную конструкцию. Также применялись такие материалы как известняк, мрамор, дерево ценных пород (ливанский кедр), гипс, тростник, поливная керамика - фаянс и майолика. На Ближнем Востоке преобладают сводчатые покрытия, на западе – стропильные. Переход от четверика стен к куполу осуществляется различно, но в основе лежат две конструкции – тромп и парус.

Тромп - тип треугольных нишеобразных сводчатых конструкций (в форме части конуса, половины или четверти сферического купола), применяемые как переход от квадрата основания к многогранному или круглому очертанию купольной части.

Парус – элемент строительной конструкции, обеспечивающей передачу тяжести купола находящимся под ним подпружным аркам и столбам. Паруса заполняют пространство между архивольтами подпружных арок и нижними краями купола; имеют форму сферических треугольников, обращенных основаниями вверх.

 

6 АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕЙ АЗИИ IX-XI В.В.

 

После включения Средней Азии в состав стран арабского халифата, государственное управление было сосредоточено в руках наместников халифа. Первыми наместниками были Тахириды (821-873 гг.). Сменившие их Саманиды (875-999 гг.) сделались самостоятельными правителями большей части Средней Азии, включая Маверанахр и Хорасан (область к западу и югу от Аму-Дарьи, а также современный северо-восточный Иран). Своей столицей Саманиды сделали Бухару. Хорезм находился в вассальной зависимости от государства Саманидов.

Северо-восточная часть Средней Азии – Семиречье – составляла особую область, политически не подчиненную Саманидам. Населяли ее тюркские кочевые племена, которые находились в постоянных взаимоотношениях либо в мирных, торговых, либо враждебных с оседлым населением.

Установившееся политическое положение, высокий экономический уровень положительно сказывались на развитии культурной жизни страны. Многие города – Бухара, Самарканд, Мерв – в 1Х-Х вв. стали центрами высокой культуры. Временное политическое объединение с арабским халифатом, насильственная исламизация привели к распространению арабского языка в богословии и государственном делопроизводстве.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1873;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.