Социально-экономические условия
Арабское завоевание оказало огромное влияние на жизнь Среднеазиатско-Казахстанского региона, изменило политическое и социально-правовое положение отдельных групп общества. Районы Южного Казахстана и Семиречья не попали под власть арабов, поскольку последние ограничились лишь несколькими походами и достигли Шавгара на северо-западе и Кулана на северо-востоке. И тем не менее арабское завоевание имело и для этих районов важные последствия. Связанные традиционными экономическими отношениями со Средней Азией, Южный Казахстан и Семиречье испытали влияние арабской культуры, которая распространялась в среде городского населения.
Подчинение Саманидами Исфиджаба, Фараба, Тараза, Шельджи во второй половине 9 века способствовало более интенсивному распространению ислама среди городского и кочевого населения области. Показательно, что Испиджаб назван «местом войны за веру». В Таразе и Мирках христианские церкви были перестроены в мечети.
Активно функционирует Шелковый путь, а южноказахстанские и семиреченские города на нем также хорошо известны в Багдаде, как в Испиджабе, Нахшеб, Самарканд и Бухара, а в Шельжи – Исфаган.
В сер.Х в. на территории Семиречья и юга Казахстана возникло государство Караханидов. При Караханидах Семиречье находилось в составе Восточного, а часть Южного Казахстана – в составе западного владения. Междоусобицы, войны с соседями привели к тому, что в первой половине 11 в. государство Караханидов фактически сошло с исторической сцены.
Часть Южного Казахстана и прежде всего нижнее течение Сырдарьи входили в конце 9-10 в. в состав державы огузов, столицей которой был город Янгикент. Огузам принадлежал ряд городов на Средней Сырдарье – Карнак, Карачук, Сюткент. Крайние северо-восточные районы Семиречья в 9-11 вв принадлежали кимакам, столица которых находилась на Иртыше.
Политическая раздробленность не оказала существенного влияния на экономическое и культурное единство Средней Азии и Казахстана. Происходит процесс укрепления феодальных отношений. В целом наблюдается подъем экономики, развиваются ремесла и торговля, растут города.
Именно к эпохе Караханидов относится наибольший расцвет городов, их благоустройство, расширение типов сооружений, развитие строительного и изобразительного искусства. Прогрессивным было в этот период и общее развитие культуры в Средней Азии и Казахстане, в связи с чем следует объяснить и подъем архитектуры. С этим временем связаны рост городов, прекратившийся позднее вследствие исторических причин, распространение новых типов сооружений в степи и в городах, утверждение форм в архитектуре, ставших затем традиционными национальными приемами.
Градостроительство
Образование городов в основном завершилось в Карлукский период (VШ-Х вв.н.э.). Следующий, караханидский период (Х-ХП вв.) характеризуется скорее всего не возникновением новых городов, а бурным ростом существующих, расширением их в значительной степени за счет увеличения торгово-ремесленных кварталов.
Происходят изменения в структуре городов. На ряде памятников цитадели как бы нивелируются, сливаются с общей застройкой и в топографии уже не выделяются. В то же время на некоторых городищах, например на Баба-Ате, застройка дворцового типа на цитадели существует и в 11 – начале 13 вв. Как свидетельствуют раскопки, город по-прежнему состоит из отдельных жилых кварталов, сохраняющих ту же замкнутость по отношению к общей застройке города, и характеризуется тем же принципом планировки: все дома одного квартала обращены на общую внутриквартальную улочку.
Общие характерные черты:
- все древние города углами ориентировались по странам света;
- применялась централизованная или прямолинейно-регулярная архитектурно-планировочная схема застройки.
- выбор архитектурно-планировочной схемы диктовался топографией местности, в которой строился город;
- архитектурный облик города формировался в зависимости от его основного назначения. Так, например, в середине старого Сайрама размещался молитвенный дом - Джума-мечеть, что логично увязывалось с тем, что Сайрам был идеологическим центром феодального юга Казахстана.
В целом в период с 9 по начало 13 в. произошли заметные изменения в топографии и застройке южно-казахстанского города, выразившегося в формировании рабадов, в увеличении площади кварталов. У многих городов меняется характер застройки цитаделей, которые теперь заняты рядовой застройкой. Новыми элементами в структуре города явились мечети и общественные бани.
Архитектура
В указанный период в городах Южного Казахстана появились бани. Несколько раньше их стали строить в Средней Азии. В больших городах насчитывалось по несколько десятков бань. В ряду общественных построек они занимали видное место.
Раскопками в рабаде Отрара открыты две бани 11-12 вв. В основе планировке бани лежит фигура креста. Центральное помещение соединено с расположенными на пересекающихся осях четырьмя другими комнатами – помещениями для мытья, раздевалкой, комнатой отдыха. В восточной стороне бани располагалась топка и помещения с цистернами для воды. Здесь же расчищено устье колодца, снабжавшего баню водой. Стены обложены жженым кирпичом. Сточная вода при помощи линии кубуров выводилась из бани за пределы помещений в поглощающую яму. Отопление осуществлялось при помощи жаропроводящих каналов. Планировка бани имеет аналоги в Средней Азии, на Кавказе и Среднем Востоке. В отделке помещений бани в г.Таразе впервые в истории архитектуры Казахстана встречается роспись стен.
Раскопки Куйрук-тобе, отождествляемого с Кедером, обнаружили остатки, видимо, этой мечети. Это пока наиболее ранняя мечеть в Казахстане и первая из раскопанных построек такого рода. Мечеть находилась в центре городища на пересечении магистральных улиц. Куйрукская мечеть относится к типу столпных, или колонных, построек. Размер таких мечетей определяется числом стандартных квадратов потолка между колоннами, пролеты между которыми составляли 3,5 до 4,6 м.
Некрополь и подземная мечеть Шопан-ата (конец ХП – нач.ХШ вв.).
Некрополь находится в юго-восточной части полуострова Мангышлак. Мечеть-гробница Шопан-ата вырублена в массиве приовражной скалы. Она сооружена с целью превращения ее в религиозный центр района, о чем говорит развитый состав помещений, разделенных на три основные группы. Центральное помещение занимает прямоугольный зал (7,1х5,1 м), решенный наподобие гостиной – ханаки. Пологая лестница, расположенная в юго-западном углу центрального зала, теперь превратилась в пологий пандус. Он ведет наверх, к группе помещений гробницы, состоящей из молельной комнаты и двух камер захоронения.
В эпоху караханидов строительству мавзолеев придавали особое значение, возведение их над могилами выдающихся государственных и религиозных деятелей становится традиционным. Интересен один из ранних вариантов в виде башенной постройки, представленный мавзолеями Бегим-ана и Сараман-коса близ древнего г.Джанкента (Х-Х1 вв., Кызылординская область). Мавзолей Бегим-ана – октогональная призма, увенчанная усеченным восьмигранным шатром. Мавзолей Сараман-коса имеет цилиндрический объем с конусовидным шатром. Особенностью этих построек является их двухуровневое решение, причем вход ведет сразу на верхний уровень через предусмотренный здесь арочный проем. В обоих памятниках верхняя камера имеет сводчатое перекрытие с зенитным отверстием, так что шатрам придано усеченное очертание.
Мавзолей Бабаджи-Хатун, X -XI вв. На основе анализа архитектурно-конструктивных особенностей постройка отнесена к караханидскому периоду. Один из наиболее древних памятников архитектуры Казахстана, отличается строгой простотой форм и высоким качеством строительных работ, что и обусловило его многовековую сохранность. Характеризует собой ранний этап зарождения портальной композиции мавзолеев в архитектуре среднеазиатского региона, художественного освоения идеи шатровых перекрытий, эпиграфики.
Мавзолей Айша Биби, XI-XII вв. Мавзолей является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной культуре Средней Азии и Казахстана. Отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента. Украшение резной терракотой было широко распространено только в пределах Средней Азии и Казахстана. Размеры мавзолея в плане 723х723 см по наружным стенам без учета выступов колонн. Пространственное построение мавзолея Айша-Бибит представляет кубическую форму, но благодаря сложным архитектурным членениям и богатому декоративному оформлению, он воспринимается как ажурное и вытянутое в высоту сооружение.
В южном Казахстане во второй половин 9-10 вв. жилище продолжает традиции предшествующего времени. Это одно- и двухкомнатные дома осевой линейной планировки с тамбуровидными входами, с г- и п-образными суфами вдоль стен жилого помещения, отапливаемые очагами открытого типа с бортиком по периметру и каминами. Перекрытия плоские, одно- и четырехстолпные. (рис.61) Наряду с описанными типами жилища появляется еще один – двухкомнатный дом с боковым коридором.
Массовое применение жженого кирпича, внедрение сводостроения, изобретение стен с забутовкой, применение в строительстве деревянных антисейсмических связей и другие мероприятия характеризуют достижения строительной техники в раннем феодальном средневековье Казахстана.
В рассматриваемый период определились архитектурно-планировочные приемы застройки: регулярная застройка – прямолинейная и централизованная – радиальная; окончательно сложились разные типы зданий: феодальные усадьбы – замки, жилые дома из самана, бани, сардобы, мавзолеи и другие общественные и культовые сооружения.
Архитектура периода 7-12 вв. еще не знала развитого портала – пештака и купола на парусах, которые явятся продуктом следующей эпохи. Не была еще развита тогда поливная керамика в декоре памятников, зато терракота достигла своего совершенства.
На основе всех этих достижений в караханидский период выработались основные, ставшие затем традиционными, архитектурно-строительные приемы и формы монументальных сооружений:
- четкий, простой план (квадрат);
- центрально- и портально-купольные сооружения со сферическими и конусообразными покрытиями. Встречаются и здания многокупольные, как, например, баня в Таразе и сооружение над колодцем – сардоба Мурза Рабад в Голодной Степи и т.д. Форма купола в известной мере подражает форме переносного шатрового жилища;
- зарождается обозначение главного фасада парапетом (мавзолей Бабаджи-Хатун Х-Х1 вв.н.э.) и дополнительной архитектурной обработкой, что обусловило в последующий период появление пештака.
8 Архитектура и градостроительство Казахстана периода позднего средневековья и периода становления Казахского ханства
Огромную территорию Азии, Восточной и Центральной Европы в XIII в. охватили монгольские завоевания. Семиречье было занято монголами без сопротивления. Упадок большинства городов. В XIV веке Семиречье вошло в состав Моголистана, а затем на эти земли претендуют Тимур и Тимуриды. Тимур уделял внимание строительству крепостей, ограждающих восточные границы от кочевников. Одна из таких крепостей была построена на месте разрушенного города Аспары (1395 г.).
Закономерным итогом экономических и этнополитических процессов, протекавших на территории Казахстана в XIV – XV вв., явилось возникновение Казахского ханства. На основе анализа сведений письменных источников, исследователи считают, что время образования Казахского ханства следует отнести к 1470 году. Ядро его сформировалось в долине Чу, в местностях Козыбас и Кордай.
Распространение власти казахских ханов на южную часть Сырдарьинского региона явилось результатом продолжительной ожесточенной борьбы с правителями Могулистана, а затем и Мавераннахра за политическое господство в Туркестане.
Тяжелые последствия имело военное вторжение джунгар 1723-1725 гг., получившее печальную известность в истории казахского народа как «Актабан шубырынды» - «годы великого бедствия». Кочевавшие на юге казахские роды были вынуждены откочевать в Среднюю Азию.
Лишь к концу XIV в. наблюдается возрождение отдельных поселений и городов. Такова судьба Отрара (Фараба), пережившего многочисленные завоевания и разрушения. Археологическими раскопками были выявлены жилые, ремесленные, торговые кварталы и общественные центры города, славившегося своими учеными. Здесь строились одно-, двух-, трех и многокамерные дома, основной ячейкой которых было помещение с передней или кладовой.
Интерес представляет одна из немногих общественных построек Отрара – городская баня. Это крестообразное в плане сооружение, возведенное из обожженного кирпича, представляет собой многокупольную постройку. В некоторых помещениях встречается выстилка пола глазурованными плитками. В состав постройки входят десять помещений, среди которых парильня, мыльные, комнаты для отдыха и совершения намаза. Отапливалась баня системой канов – устроенных под полом жаровых каналов.
Особое место в истории и культуре Степи занимают золотоордынские города XIII-XV вв., строившиеся ханами в короткие сроки как административные центры, которые первоначально были скоплением замков знати, монгольских нукеров и нойонов, строивших свои усадьбы вокруг дворцов хана или огланов. Позднее замки обрастают жилищами рабов, ремесленников, вольноотпущенных. Золотоордынские города населяли половцы, болгары, русские, монголы, выходцы из Средней Азии, Кавказа, Крыма.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1549;