Русские города-крепости
Ключевую роль в градостроительном освоении Казахстана рассматриваемого периода сыграли геополитические события, происходившие в регионе, определявшиеся экономическими и политическими интересами Российской империи, Джунгарии, Китая, Англии и среднеазиатских ханств.
Начало линиям в приграничных районах было положено крепостями, форпостами и редутами вдоль р.Иртыш, р.Ишим и р. Яик (так до 1775 г. называлась река Урал), где еще в 1613 году был основан Яицкий городок (г.Уральск). Одна за другой возводились Иртышская, Ново-Ишимская, Уйская, Верхнеяицкая, Орская, Колывано-Вознесенская, Бухтарминаская линии военных укреплений. В середине XVIII века процесс закрепления новых границ России, частично уже включивший территории казахских ханств, в целом был завершен путем создания нескольких линий укреплений и дистанций, соединившихся в единую мощную цепь военных поселений. Основными составными элементами этой цепи являлись: Верхнеяицкая линия; Уйская линия; Иртышская линия; Ново-Ишимская (называемая в народе Горькая) линия военных укреплений; Колывано-Вознесенская линия; Орская линия.
Правительственная политика освоения азиатских стран, по аналогии с Сибирью, проводилась как централизованное регулирование строительства крепостей, которые возводились по определенным, строго установленным правилам фортификации. В начале XVIII века в русском военно-инженерном искусстве широко культивировались достижения европейских военных, особенно маршала С.Вобана. Усовершенствованная им бастионная система, учитывала новые военные стратегии, характеризовалась простотой конструкций и дешевизной, а самое главное отличалась легкостью в приспособлении к конкретной местности.
Крепость начала XVIII века представляла собой укрепление в виде многоугольника на небольшой площади, окруженное крепостной стеной с башнями и бастионами, укрепленная валом и рвом и обнесенная надолбами и рогатками. Известно, что с земляным валом и рвами по системе Вобана были устроены, например, такие крепости по Иртышской линии, как Омская, Семипалатинская (включала 4 бастиона), Ямышевская, Усть-Каменогорская и Петропавловская (имела 6 бастионов), а также Акмолинское укрепление (крепость с 5-ю бастионами). Большинство же других крепостей, а также редуты и форпосты составляли поселения, огражденные бревенчатым частоколом, рвом и рогатками.
При «назначении» крепости учитывались правила русской фортификации, удобным для постановки укрепления считались возвышенные места, где к большой реке близко подходили притоки или овраги. Следовало учитывать размеры будущей крепости, возможность будущего заселения ее округи и наличие природных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности гарнизона – питьевых источников, леса для отопления и т.п. Характерной чертой новых крепостей было наличие Меновых дворов, расположенных, как правило, за пределами укрепления. Например, в Усть-Каменогорской и Семипалатинской крепостях Меновой двор располагался на другом берегу Иртыша. Таким образом, крепости помимо военно-оборонительной функции играли роль таможенных постов и частично, торговых пунктов, где первоначально происходила меновая торговля. Впоследствии меновые дворы сменяют многочисленные ярмарки. Наиболее крупными ярмарками были Уральская, Оренбургская, Орская, Троицкая, Атбасарская, Акмолинская, Семипалатинская и Куяндинская.
Военно-оборонительное назначение и небольшая площадь укреплений определяли рациональное, упорядоченное размещение одноэтажных построек с простой, лаконичной архитектурой. Казармы, погреба и склады, гауптфахта и другие сооружения группировались вокруг площади, расположенной в центре крепости. Архитектурной доминантой первоначально выступали башни, а затем немного позже возводившиеся православные храмы. Первоначально крепости были деревянными. Позднее применялись камень, кирпич, саман.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1341;