Древнерусские торговые пути.
Народы, населявшие территорию нашей страны были замечательными путешественниками и мореплавателями. Они ходили по Днепру в черное море, через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.
Эти земли лежали на древних торговых путях. Походы княжеских дружин расширяли зону влияния русского государства. В 911 г. князь Олег осадил Константинополь, после чего с ним Византия заключила мир, по которому греки позволяли беспошлинно торговать русским купцам в Константинополе и проживать бесплатно по пол года в специальном квартале.
Путь «из варяг в греки» соединял Черное и Балтийские моря. Параллельно шел Волжский великий торговый путь, по которому Новгородские корабли шли в озеро Ильмень, затем через волоки поднимались до Западной Двины. Потом перетаскивались в Волгу в том месте, где находится Волго-Донской канал. Далее купцы спускались до Каспия.
Славянским (позднее Варяжским) морем называлось Балтийское море, по которому на ладьях плавали славяне. Славяне доплывали и до берегов Англии.
Новгородские мореплавателиславились своим мужеством. Они выходили в воды Северного Ледовитого океана. В Х111в. русские достигли Кольского п-ова, включив его в состав Новгородских земель.
Русские поморы открыли о. Шпицберген и о. Новой Земли.
Славяне устремлялись за рыбой и пушниной на восток. Поток путешественников и первопроходцев из Великого Устюга и Тотьмы, осваивавших новые земли шел вдоль берегов Белого и Баренцева моря, по рекам Вычегда, Кама, Северная Двина, Югра и т.д.
Взаимное влияние славянских народов и народов Западной Европы и Востока сказалось на архитектуре (романский стиль соборов Смоленска Х11в.).
В средние века появляются летописи, отражавшие сведения из истории Древней Руси («Повесть временных лет» монаха Нестора в 1113г.; «Домострой» вышедший первоначально в Новгороде в ХУв. И др.)
Гостеприимство славянпо Н.М. Карамзину было особенным «каждый путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за бедопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника….».
Традиции гостеприимства передавались и в народе и среди князей. Василий Великий «Како подобает человеку бытии»; Владимир Мономах «Поучение» в 1117г.; «Домострой» в ХУв.; и др.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 609;