Мемориальное зодчество

 

Архитектура монгольского периода характеризуется расцветом мемориального зодчества. Произошли изменения в композиционном построении архитектурных форм, были разработаны новые конструктивные решения и приемы убранства, основанные на использовании орнаментальных терракотовых и поливных плит.

Мавзолей Джоши-хана (Жоши-хана). В 1228-1230 гг. на левом берегу р.Кенгир в Центральном Казахстане в 45 км от современного Джезказгана был построен мавзолей сына Чингисхана Жоши. Портально-купольное сооружение состоит из двух помещений: погребальной камеры – гурханы (5,1х5,2 м) и передней типа зиаратханы, перекрытой сомкнутым, стрельчатой формы сводом в нише портала. Здание возведено из жженого красного кирпича на неглубоком фундаменте из кирпичного боя.

 

 

Памятник интересен формой перекрытия, которое представляет собой двухоболочковый купол – внутренний полусферический и внешний шатровый гофрированный, посаженный на 17-гранный звездчатый барабан. Внутренняя оболочка купола, перекрывающая квадратную камеру, опирается на арочные паруса. Портал мавзолея прорезан глубокой стрельчатого очертания нишей, архивольт которой поддержан декоративными трехчетвертными колонками. В отличие от фасада, интерьер был лишен какой-либо декорации. Мавзолей Алаша-хана. На среднем течении р.Каракенгир находится мавзолей Алаша-хана – это портально-купольный мавзолей, состоящий из двух помещений – квадратной в плане гурханы, перекрытой сферическим куполом и зиаратханы перед ней. Интерес представляют устроенный на уровне подкупольного перекрытия обходной коридор, соединяющий четыре угловые камеры. Освещение погребальной камеры производится через верхнее круглое отверстие купола и четыре окна, предусмотренные на подкупольном шестнадцатигранном барабане, а для обходной галереи имеются шесть окошек.

 

 

В погибшем столичном городе Ак-Орды Сыгнаке был возведен прекрасный мавзолей Кок-Кесене, в настоящее время полностью разрушенный. Он относился к портально-шатрово-купольный мавзолеям и был перекрыт двойным куполом. Шатровый купол опирался на восьмигранный барабан, переходящий в 16-гранник. Это конструктивно-композиционное решение становится в XV в. традиционным для зодчества Казахстана.

 

Скальные мечети

 

В XIV в. достигло своего высочайшего уровня строительство подземных мечетей, одним из ярких примеров которых является мечеть Шакпак-ата. Она вырублена в толще скального мыса и имеет в плане форму латинского креста, вытянутого с востока на запад. Главным композиционным элементом является центральный зал (5х4,5 м) – средокрестие, который отделен от четырех просторных помещений подпружными арками эллиптического очертания, покоящимися на четырех угловых трехчетвертных колоннах. Значение этого зала подчеркнуто купольным покрытием и световым и вентиляционным люком диаметром 1,2 м, высотой 5 м в зените купола. Михраб мечети Шакпак-ата решен в виде арочного проема, вся михрабная стена в интерьере была щедро декорирована сурами из Корана, надписями суффийского стиха и изображением раскрытой человеческой ладони-пятерни.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2770;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.