Архитектура замков и декоративные росписи эпохи Момояма, 1573-1614г.
Момояма – персиковая гора, 1573-1614г. С 16в происходит обмирщение искусства и расцвет городской культуры (главные лица – ремесленники и торговцы). Практически столицей остается Киото. Подводятся итоги типа средневековой культуры, и зарождается новый склад художественного мышления (городской). Бурная эпоха в политическом смысле (2 рода боролись за объединение страны, чтобы стать во главе), большие массы людей постоянно передвигались. Культура многолика, но для всех видов искусства закономерен сдвиг в светское русло. В архитектуре главенствуют две разновидности: феодальные замки и архитектурные сады (связаны с чайным культом, теряют непосредственную связь с монастырями). Замков сохранилось мало, так как они горели, и в случае поражения их не было принято сдавать, их сжигали (наверху каждого замка оборудована специальная комната для ритуального самоубийства владельца). Появились замки из-за ввоза огнестрельного оружия в 16в португальскими миссионерами. Замок – символ богатства и центр феодальных поместий.
Замок в Мацумото, 1597г. Каменное основание, сложено оно из больших валунов. Это основание окружено искусственным рвом (то есть замок стоит посреди озера на платформе). Ступенчатый пирамидальный силуэт (отражается в окружающей воде). Само здание остается деревянным (землетрясения – деревянные постройки восстановить проще). Легкие стены, возникают треугольные фронтоны и фронтоны в форме арбалета. Дон Жон (или сторожевая башня). На первом этаже сохраняли большую вязанки сена на случай неудачной обороны, чтобы поджечь замок (элементы воинской этики непосредственно отражаются в архитектуре).
Замок Хакуродзе в Химедзи (белая цапля), 1601-1609г. Белые оштукатуренные стены, больше и мощнее. Сложные и высокий каменный постамент. Нет заметного рва, хотя он был, также он окружен толстыми стенами. Увеличивается количество фронтонов и ярусов, постройка имеет нарядный и торжественный вид. Сложный план с жилыми покоями. Внутри цитадели башня тэнсю (ядро), по пути к ней более 10 ворот. Впервые в истории архитектуры вертикальной доминантой становится светская, а не религиозная постройка. Потом замки теряют оборонительную функцию.
Замок Ниндзе, н17в. Архитектура еще более нарядная, на фронтонах металлические накладки (похожи на ножны мечей). Деревянный, окружен каменными стенами. Больше репрезентативных функций, много парадных покоев, выполненный в стиле Сеин, характерно использование татами, террасное построение пола (иногда сравнивают с рисовыми полями), наиболее значимый участок – ниша (Таканома), где мог находится глава рода и замка в той или иной церемонии. Она расположена выше остального пола. Сначала там располагался человек, потом могу помещаться просто объемный предмер. Все стены покрыты росписью. Это легкие бумажные перегородки, покрытые сусальным золотом (здесь работали придворные художники). Впервые в живописи начинают использоваться золотые фоны. Росписи стен – Кано Мотонобу (1476-1559г). Есть зал Ниномару (развивается парадная дворцовая архитектура в стиле сеин).
Живописная школа Кано. Роспись замка Ниндзе – на золотом фоне коричневые стволы, зеленые кроны и птицы. Живопись могла находится не только на стенах, но и на ширмах (особенно распространились многостворчатые ширмы), они тоже часто использовали золотые фоны, стояли благодаря тому, что могли быть выставлены в форме гармошки. Кано Мотонобу, Водопад. Раздвижные перегородки монастыря Дайсен-ин – контурная линия и цветовая насыщенность, декоративная изогнутость. Кано Эйтоку (2п 16в), ширма Кипарис (8 створок). Новый метод работы – выделяется главный сюжет и разворачивается на плоскости: золотой фон, коричневый ствол, белые цветы. Живописный род Тоса. Они тоже работали при дворах военачальников. Тоса Мицуоки, Кулики на берегу моря – парные створки ширмы. Такие ширмы вообще могли выставляться по кругу, иллюзорно создавая свой мир.
Монастырь Нисихонгандзи в Киото. Парадная зала, тоже видна система «рисовых полей», пол закрыт циновками, причем татами могут быть положены как вдоль, так и поперек. Кассетированные деревянные потолки с позолотой. Но это не дзенский монастырь.
То Хаку, Сосны, фрагмент парной шести створчатой ширмы. Техника и эстетика продолжают жить и в ширме, ее форма привлекает и монохромистов, но уже нет философской масштабности и дзенской заостренности. Это уже декоративная живопись, которая не должна быть перегружена философской составляющей.
Художники Кава. Также появляется и новая тема –виды города. Художников Кава, в основном, интересовали праздники. Облака получают золотое покрытие, в просветах между ними мы видим и цветущие деревья, и городские улицы, и элементы пейзажа. Все больше внимания уделяется людям.
Архитектура чайных павильонов становится обособленной. В ней выделяются собственные канонические правила. Особое внимание уделяется столбам и балкам, ценится неправильность и искривленность. Балки не строгаются, в них ценится естественность.
Сен но Рикю (1521-1591). Архитектор, и ведущий (или он ввел) чайной церемонии – церемония оформилась, появился тип чайного дома (тясицу), деревянный, похож на хижину. Церемония появилась в монастырях, чтобы монахи не засыпали во время медитаций (пили зеленый чай), теперь она давала иллюзию некоторого церемониала, некогда духовного. Тему часто задавала каллиграфия на свитке. Деньги, болезни, политика – три запретные темы. Не приглашали более 5 человек, среди которых не должно было быть врагов.
Архитектура чайных павильонов приобрела свои особенности: садик отделился от монастырского садового искусства – каменные фонари (там светильники), каменные дорожки. Павильон должен быть нарочито маленьким. Чтобы войти в него, нужно было пригнуться, это смирение. Мечи оставались снаружи. Не должно было быть прозрачных окон прямо на улицу. Чтобы не отвлекать от церемонии. Созерцание сада имело место, но только до и после чайной церемонии. Это игра для взрослых, все это подчеркивалось (игра в духовность).
Сосуд для воды, в нем содержалась вода до кипячения. Керамика для церемонии должна была отличаться пиродностью, роспись сугубо спонтанна – это послевкусие дзенских традиций. Сложилось несколько видов чайной керамики: особенно выделялась керамика Раку (радость). Чаши должны были обладать комплексом необходимых качеств. Должно было быть видно, что они не рукотворные. Чаша должна быть грубой, толстой (чтобы сохранялось тепло). Раку делилось по цветам. Нарочито бедная и непритязательная. Ваби и Саби – это одиночество, бедность и заброшенность – эти термины всегда вместе. Чаша должна быть интересна в тактильном отношении. Донышко на ладонь (диаметр должен соответствовать), высота такая, чтобы помещалась в одной руке. Ее поворачивали, чтобы осмотреть со всех сторон. Особое внимание к верхней кромке – так как туда прикасались губами. Чай заваривался очень густой (суп-пюре) из толченого чайного зеленого листа. Чашу берет один, она проходит через руки всех, последний выпивает. Потом достают другую чашу, дается она уже другому человеку. Последний выпивает. Каждый прощупывает пять чаш, но пьет только из одной.
Как пример, Чайный павильон Тай-ан, 1582г.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 594;